Ребенок-левша

В семье радость – малыш появился на свет. Младенец ест, спит и криком выражает свое недовольство. Проходят дни, недели и ребенок начинает познавать окружающий мир: сегодня он начал следить глазками за яркой игрушкой, завтра уже сам тянет ручку к погремушке, а через полгода вся семья с умилением наблюдает, как малыш сам разбрасывает ложкой яблочное пюре.

 

В это время взрослым все равно, правой или левой ручкой маленький озорник схватил дедушкины очки или вытащил из земли любимый бабушкин фикус. Ребенок до полутора лет одинаково ловко (или неловко) пользуется обеими руками и с легкостью перекладывает ложку, лопатку, карандаш из левой руки в правую и наоборот.

 

Но, чем старше малыш становится, тем чаще и увереннее он пользуется определенной рукой. Родители вдруг с тревогой замечают, что их ребенок именно левой рукой разрисовывает обои в коридоре и ложку чаще всего держит тоже в левой руке.

 

К сожалению, леворукость ребенка очень часто воспринимается близкими как болезнь или серьезный дефект. Проблема адаптации ребенка в жизни всегда волнует его семью. И любое отклонение от общепринятых норм вызывает опасения. Порой взрослые стремятся, во что бы то ни стало, подстроить малыша под общие стандарты, для его же удобства.

 

Что это – боязнь каких-то реальных проблем или просто нежелание понять ребенка, неловкость от того, что он «другой»? Чаще всего – это непонимание ситуации, нелепые предрассудки или просто незнание. Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из картины всеобщности.

 

Раньше леворуких детей переучивали. Воспитатели в детском саду строго следили, чтобы ложка была в «правильной» (читай – в правой) руке. Учителя в школе заставляли писать только правой рукой, а левую нередко даже привязывали к телу, чтоб ручка или карандаш ненароком не «перескочили» в ту руку, которой работать удобнее, но – «не по правилам».

 

Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: переучивать леворуких детей ни в коем случае нельзя! Леворукость – это не досадный дефект, а лишь личностная особенность, индивидуальный вариант нормы.

 

Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым.

 

Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности. Главное, что следует понимать и помнить – переучивание может не только создать трудности в сегодняшней жизни подрастающего человека, но и стать проблемой на долгие годы.

 

Почему же ребенок предпочитает работать левой рукой? Существует три основных причины леворукости: компенсаторная, вынужденная и генетическая. За работу правой руки отвечает левое полушарие мозга, которое выполняет функцию аналитического центра, а также руководит процессами письма и чтения.

 

Правое полушарие – это «творческий центр», средоточие интуиции и целостного восприятия. Конечностями же полушария руководят перекрестно: когда ребенок действует левой рукой, команды ему подает правое полушарие, и наоборот.

 

Нередко бывает, что при поражении левого полушария головного мозга его функции частично принимает на себя правое полушарие, доминирующей становится левая рука и возникает компенсаторная леворукость.

 

Иногда, когда травмируется правая рука, особенно если это происходит в раннем возрасте, также ведущей становится левая рука – возникает вынужденная леворукость.

 

Генетическая теория возникновения леворукости также разрабатывается многими учеными. В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости – комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов.

 

В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что лучше всего это делать в 4-5 лет. Именно в этом возрасте формируется стойкое предпочтение одной из рук.

 

Существует система тестов, разработанная М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским. Это игровые задания, подобранные с учетом возможностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Тестовые задания лучше включать в повседневные игры и занятия ребенка, тогда результат будет более очевиден:

 

1. Предложите малышу коробку с пуговицами трех цветов и три пустых коробки. Попросите его разложить пуговицы так, чтобы в каждой коробке были пуговицы одного цвета. Отметьте, какой рукой он начинает работать. Какая рука более активна?

 

2. Соберите несколько бутылочек разного размера с навинчивающимися крышками. Предложите ребенку подобрать подходящую крышку каждому пузырьку. Обратите внимание, какой рукой он выполняет более сложное действие – навинчивает крышку, а какой только придерживает бутылочку.

 

3. Бросайте ребенку небольшой мяч, который он легко может удержать, и попросите ловить его одной рукой. Заметьте, какой рукой он ловит мяч чаще, охотнее и более ловко.

 

4. Предложите ребенку нарисовать картинку. Положите карандаши прямо перед ним, ровно посередине, ни слева, ни справа. Посмотрите, какой рукой ребенок начинает работать. Через некоторое время попросите его нарисовать эту же картинку другой рукой. Оцените результат: какой рукой рисовать было удобнее и быстрее, какой из двух рисунков выполнен более качественно.

 

5. Обратите внимание, какой рукой ребенок старается развязывать узлы. Более активно действующая рука и будет ведущей.

6. Предложите ребенку построить дом из кубиков или крупных деталей «LEGO». Обратите внимание, какой рукой ребенок поправляет стены, какой рукой берет кубики. Именно эта рука и будет ведущей.

 

7. Предложите ребенку вырезать по контуру картинку. Отметьте, какой рукой берутся ножницы. Если ребенок в процессе работы перекладывает ножницы из руки в руку, посмотрите, какой рукой он работает аккуратнее.

 

8. Положите перед ребенком несколько спичечных коробков и попросите найти спрятанную в одном из них спичку. Заметьте, какой рукой ребенок действует более активно.

 

Та рука, которой ребенок действовал чаще и качественнее – ведущая.

 

Леворукие дети – неоднородная группа. Поэтому и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. Могут возникать некоторые нарушения в развитии, которые связаны с причиной появления леворукости. Например, при повреждении у ребенка левого полушария головного мозга можно ожидать нарушений речевого развития.

 

У детей с вынужденной леворукостью часто появляется неуверенность в себе, повышенная возбудимость, тревожность, неврозы. Заботливым родителям стоит попытаться определить тот или иной тип леворукости у ребенка, поскольку от этого зависит, какие методики нужно применять, чтобы свести к минимуму давление праворукой среды на маленького левшу.

 

При подготовке к школе леворукого ребенка существуют некоторые проблемы. Чаще всего леворукие дети встречаются с трудностями при обучении письму, чтению и счету. Дело в том, что основой для этих умений является зрительное восприятие.

 

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

 

1. восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;

 

2. формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);

 

3. выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг – овал, квадрат – ромб – прямоугольник);

 

4. неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, буквы с разным наклоном);

 

5. зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;

 

6. очень медленный темп письма.

 

Наряду с зеркальным письмом у маленьких левшей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности.

 

Подобное рисование является проявлением того, что ребенок не усвоил основные принципы организации пространства. У леворуких детей нередки школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.

 

Как родителям помочь маленькому левше? Постарайтесь понять и принять тот факт, что в вашей семье растет леворукий ребенок. Не позволяйте себе даже в мыслях относиться к этой его индивидуальной особенности как к чему-то неправильному, ущербному.

 

Помогите своему малышу адаптироваться и приспособиться к праворукому миру спокойно, без лишних стрессов и насилия над собой. Доктор биологических наук, психолог и автор методики по подготовке к школе детей с леворукостью Безрукова М.М. дает следующие советы родителям маленьких левшей:

 

1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.

 

2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.

 

3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.

 

4. Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.

 

5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

 

6. Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.

 

7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.

 

8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.

 

9. Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами – эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.

 

10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

 

И, конечно же, при подготовке к школе леворукого ребенка желательна помощь специалиста. От вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи вашего малыша.

 

 

 

(Статья предоставлена нашими новыми друзьями Детским центром развития "Логопед плюс", фотографии – нашими друзьями,  студией "Тимограф".)

 

 

 

 

08.02.2012

 


Читать еще:

 

Лучший психолог для вашего ребенка

Великая сила слова?..

Полюбить своего ребенка

Ладушки-ладушки, где были?..

Рисование для малышей

Кому нужна эта школа?


Написать комментарий

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо

Популярные Товары

Hot Wheels Автовоз на 50 машинок Хот Вилс CKC09

Hot Wheels Автовоз на 50 машинок Хот Вилс CKC09

Откидная кабина, раскладывающиеся уровни и соединение с треком – дают неограниченные возможности, творчества в игровой форме, для Вашего ребенка.

0.00 руб

LEGO Mindstorms Майндстормс EV3 31313

LEGO Mindstorms Майндстормс EV3 31313

Lego Mindstorms EV3 31313 Лего Майнстормс купить в Минске, суперхит продаж, вершина роботизированных игрушек . Совсем недавно вышла новая игрушка и сразу ж

740.00 руб

Hot Wheels Трек Атака акулы Хот Вилс BGK04

Hot Wheels Трек Атака акулы Хот Вилс BGK04

В наборе Hot Wheels Атака акулы - машинка с серии - измени цвет и трек с двумя бассейнами Трек можно совмещать с другими игрушками Хот Вилс

65.00 руб

Mattel Кукла Барби Йога Безграничные движения Barbie Made To Move DPP75

Mattel Кукла Барби Йога Безграничные движения Barbie Made To Move DPP75

Барби  Йога имеет пышные белокурые волосы закручены в локоны. Она одета в черные укороченные брюки и оранжево-розовую футболку.Кукла имеет дополнитель

0.00 руб