Слишком много внимания

В своей предыдущей статье «Он все время ноет!» я писала о том, что одной из причин нытья  ребенка может быть излишек внимания. Кроме того, что этот излишек может быть утомителен сам по себе не только для ребенка, но я для взрослого, он еще и отучает ребенка самостоятельно искать и находить себе занятие.

 

В результате, взрослому приходится снова и снова руководить жизнью и занятиями малыша, все делать с ним вместе, а малыш все больше привыкает к этому постоянному руководству. И оба – и ребенок, и взрослый – попадают в замкнутый круг под девизом «Он не отходит от меня ни на шаг! Он не умеет сам занять себя!»

 

Таким образом, постоянно заниматься ребенком, развлекать его и организовывать его занятия – дело не только трудоемкое, но и неблагодарное. И вредное. По моему мнению, в излишней организованности жизни ребенка взрослыми коренится серьезная проблема (и не одна) более позднего возраста. Собственно, проблема остается та же, но проявления у нее немного другие, в соответствии с возрастом.  Описать ее можно, пожалуй, двумя словам – «скучно» и (как результат) «маяться дурью».

 

Свободное время для ребенка, не умеющего самого себя занять – это настоящий враг. Это время наполняет скука и желание как-нибудь его «убить». На помощь приходят телевизор, компьютерные игры, бестолковые тусовки, курение, алкоголь… Все это приглушает скуку, но выходом из ситуации не является, и настоящей радости не приносит.

 

Хочу заметить, что жизнь ребенка в детском саду и в школе (институте/армии/на работе… ) создает все предпосылки для возникновения этой проблемы. В ней взрослыми организовано все, вплоть до общения детей между собой.  Когда и чем заниматься, что и когда есть, когда идти на прогулку, что рисовать на занятии, сколько отдыхать, когда уходить домой, когда и что говорить на уроке и т.д. и т.п.

 

Сильный и яркий ребенок может выстоять и сохранить свои желания, стремления, интересы, а слабый, легко поддающийся постороннему влиянию, привыкнет «плыть по течению», привыкнет к тому, что его жизнь кто-то другой организует, определяет, направляет…

 

Если вы не готовы перешагнуть через существующую в обществе систему воспитания детей и ваш ребенок в свое время пойдет в детский сад, а потом и в школу, то лучше будет, чтобы он пошел туда подготовленным. Я подразумеваю не столько умение пользоваться ложкой-вилкой, самостоятельно одеваться и ходить в туалет, хотя это тоже важно.

 

Я имею в виду глубинную самостоятельность ребенка – появление «ядра» самости, откуда будут исходить его интересы, желания, решения, отношения к людям, миру и жизни вообще. Чтобы оно появилось, это ядро, взрослым надо быть рядом, близко, но немного отодвинуться в сторону – образно говоря, не держать все время за шарфик начинающего ходить малыша. Ему пока не высоко и не очень больно падать – лучше учиться этому как раз сейчас.

 

…К нам в гости пришли наши маленькие родственники, с которыми мы редко видимся. Играли с Данилой, доставали его игрушки, носились по квартире.  Дети как дети. Немного меня удивило, что маленький Паша (2,5 г.) поиграв то в одну, то в другую игру, сразу аккуратно складывал ее в коробочку и клал на место – как в детском саду. Однако, такие удобные гости, грех жаловаться.

 

Когда пришло время детям уходить домой, я решила помочь Паше одеться. Была готова к тому, что он откажется, как обычно ведут себя «домашние» малыши – я ведь для него человек малознакомый.  И удивилась, что мое вмешательство он принял безропотно и терпеливо, как будто иначе и быть не может. Эта детская покорность отозвалась и до сих пор отзывается в моем сердце неожиданной болью…

 

Покорность в таком маленьком человеке – это очень грустно. Такая удобная, почти мечта каждого родителя, она отталкивает моментально, как только столкнешься с ней в реальности. Понимаешь, что любая строптивость, непослушание, упрямство, капризы лучше этой мертвящей ненатуральной покорности. Особенно грустно наблюдать ее в мальчиках, которым природой предназначено исследовать, завоевывать, проявлять решимость, кипеть энергией, искать и находить новые возможности, открывать новые горизонты.

 

И все же, скука и покорность – это всего лишь верхушка айсберга. А в глубине скрываются потерянные цели, забытые желания, преданные мечты. СВОИ, настоящие. Хочется верить, что все это в любом человеке есть, и даже если находится в «замороженном» состоянии, то может быть «разморожено» и снова наполнено жизнью. Настолько, насколько это возможно, конечно – ведь вкус размороженной клубники очень сильно отличается от вкуса свежих ягод…

 

Как случается так, что ребенок теряет цели, забывает желания и предает свои мечты? Я считаю близких взрослых ответственными за это – за их пристальное, но неразумное внимание к жизни маленького человека. Не знаю, многих ли счастливых родителей, да просто людей, встречали вы в вашей жизни. Я почти не встречала. Я еще из того поколения и из той страны, где о личном счастье было не очень прилично думать и заботиться, стремиться к нему.

 

Но хотелось и хочется быть и чувствовать себя счастливым, как этого всегда хочется любому человеку. И пытались заботиться и стремиться, но тайно, и эти естественная забота и стремление вырождались в эгоизм, жадность, лживость… Слишком много внимания со стороны государства, общественного строя к личной жизни человека, а в результате – потерянные, несчастливые люди без смелых целей, все силы расходующие на то, чтобы избежать вмешательства в свою жизнь.

 

То же происходит и в малом масштабе – в семье, детских учреждениях и т.д., так как привычка вмешиваться в личную жизнь другого человека и наводить там порядок по своему усмотрению никуда не исчезла с исчезновением одного общественного строя и появлением другого. Пройдет еще много времени, прежде чем она изживет себя (и то, при условии, если новый общественный строй не будет способствовать ее сохранению и процветанию).

 

И, если взрослые люди сегодня, как правило, не позволяют друг другу безнаказанно «воспитывать» себя, то дети по-прежнему подвергаются бесцеремонному вмешательству в свою жизнь. Кстати, если у вас есть ребенок, он становится хорошим поводом для вмешательства в вашу жизнь и множества непрошеных советов от различного рода «доброжелателей» – родственников, врачей, соседей, случайных прохожих и т.д. Ребенок с этой точки зрения – слабое место родителя, его ахиллесова пята.

 

У привычки вмешиваться в чужую жизнь есть и оборотная сторона – склонность покорно принимать вмешательство в свою жизнь. И в жизнь своего ребенка. Как сложно бывает достойно выйти из ситуации, когда посторонний нетактичный человек пытается «воспитывать» вашего ребенка, а то и вас.

 

Как неудобно в ответ быть такой же нетактичной или резкой, или просто суровой и прямой в выборе слов. Хочется быть приятной, хорошей, доброй, хочется не обмануть ожидания – ведешь себя так и… чувствуешь себя раздраженной и одураченной. А «добрый» советчик идет давать свой следующий непрошеный совет.

 

Я не зря говорила о счастливых людях, о том, что их мало. Думаю, что только счастливый родитель может воспитать еще одного счастливого человека, счастливого в широком смысле – здорового, веселого, энергичного, привлекательного, успешного, довольного своей жизнью. То же касается и тех взрослых, которые окружают ребенка в детском саду и школе, ведут его занятия, лечат и т.д.

 

Если вы не чувствуете себя таким человеком, мне кажется неразумным слишком сильно приближаться к своему ребенку со своими представлениями и теориями о воспитании, своими требованиями и жизненными ориентирами (в том числе и тем взрослым, которые окружают ребенка в детском саду и школе, ведут его занятия, лечат и т.д.). Слишком много внимания от несчастливого родителя – это несчастье для ребенка. Лучше быть рядом со своим ребенком и... учиться у него быть счастливым. Как? Об этом – в следующей статье…

 

 

(Фото предоставлено детским фотографом Лёлей Тимошкиной)
 
 
Михалко Вероника
психолог
 
 
 
 

20.04.2011
 

Читать еще:

 

Развитие ребёнка или родителей?

ПАПА-интервью: Кирилл Будкевич о развитии ребенка и родителей

ПАПА-интервью: Евгений Толпека о домашнем воспитании и обучении

Побег из декрета

Кому нужна эта школа?

Научиться выбирать

Мы? Мы!

Кому апельсин?

Какой мамой быть?


 


Написать комментарий

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо

Популярные Товары

Hot Wheels Автовоз на 50 машинок Хот Вилс CKC09

Hot Wheels Автовоз на 50 машинок Хот Вилс CKC09

Откидная кабина, раскладывающиеся уровни и соединение с треком – дают неограниченные возможности, творчества в игровой форме, для Вашего ребенка.

0.00 руб

LEGO Mindstorms Майндстормс EV3 31313

LEGO Mindstorms Майндстормс EV3 31313

Lego Mindstorms EV3 31313 Лего Майнстормс купить в Минске, суперхит продаж, вершина роботизированных игрушек . Совсем недавно вышла новая игрушка и сразу ж

740.00 руб

Hot Wheels Трек Атака акулы Хот Вилс BGK04

Hot Wheels Трек Атака акулы Хот Вилс BGK04

В наборе Hot Wheels Атака акулы - машинка с серии - измени цвет и трек с двумя бассейнами Трек можно совмещать с другими игрушками Хот Вилс

65.00 руб

Mattel Кукла Барби Йога Безграничные движения Barbie Made To Move DPP75

Mattel Кукла Барби Йога Безграничные движения Barbie Made To Move DPP75

Барби  Йога имеет пышные белокурые волосы закручены в локоны. Она одета в черные укороченные брюки и оранжево-розовую футболку.Кукла имеет дополнитель

0.00 руб