Чем занять ребенка в дороге?
В круговороте повседневных дел не всегда получается выкроить время для игры с детьми, совместного прочтения книг и прогулок. Игры и занятия с ребёнком откладываются на выходные, а когда они наступают, едва ли удаётся реализовать хотя бы часть задуманного.
Но ведь общаться и играть можно не только дома, но и за его пределами, например, в пути. А в дороге случается бывать довольно часто: в детский сад и обратно, в гости к бабушкам-дедушкам-друзьям-знакомым, на занятия в кружки и школы и, наконец, в путешествии.
Я хочу предложить вам несколько идей, как можно это время провести с пользой, весело и интересно. Нужно только выбрать подходящий ситуации вариант, создать дружескую атмосферу и наслаждаться процессом. Количество игроков — от двух человек, возраст – от трёх лет.
«Паровозик ассоциаций»
Простая и интересная игра. Развивает логику, мышление, эрудицию, расширяет словарный запас, способствует развитию разговорной речи. Ход игры: кем-либо из игроков называется любое слово, задача следующего — назвать слово, которое ассоциируется с предыдущим и пояснить свой выбор. Например: кроссовка — шнурок (есть в кроссовках) — платье (шнурок используется в корсете) — невеста (как правило, невеста наряжается в платье) — машина (из машин состоит свадебный кортеж) — трактор (тоже машина) и так далее. Игра может быть прекращена в любой момент. По окончании интересно вспомнить какое слово было первым и последним.
«Ассоциации»
Развивает ассоциативное мышление, логику, умение классифицировать по определённым признакам и свойствам, расширяет словарный запас, кругозор, улучшает концентрацию внимания, стимулирует к быстрому реагированию в стрессовой ситуации.
Вариант 1. Эта игра похожа на «Паровозик ассоциаций», но здесь определяется ключевое слово и задача игроков по очереди назвать как можно больше слов, относящихся к ключевому. Например: КУХНЯ-стол, табурет, холодильник, плита, посуда и т.д. Ключевые слова можно определить заранее или вводить в игру, когда предыдущий ассоциативный ряд будет закончен.
Вариант 2. Один из игроков называет два прилагательных (или глагола), характеризующих один предмет, кто быстрее отгадает — называет свои два прилагательных (или глагола), причём отгадкой может быть любое слово, отвечающее заданным характеристикам.
Например:
Быстрый, ловкий?
Спортсмен. Радостное, приподнятое?
Настроение. Прыгает, прячется?
Заяц. Роет, лазит?
Крот.
«Я знаю 5»
Обучающая игра. Развивает эрудицию, расширяет словарный запас, знания об окружающем мире. Ход игры: начиная словами «Я знаю 5...» игроки по очереди «хвастаются» своими познаниями. Например: «Я знаю 5 пород собак: такса, бульдог, овчарка, пекинес, спаниель». Варианты могут быть определены заранее (назвать пять столиц мира, пять белорусских банков, пять слов на иностранном языке с переводом и т.д.) или определяться каждым игроком самостоятельно.
«Рифмы»
Игра развивает чувство рифмы, ритма, способность к стихосложению. Задача игроков по очереди называть слово, рифмующееся с предыдущим. Например: носок-песок-поясок или стежок-шажок-прыжок-плужок. Если ребёнок уловил принцип, то можно попробовать более интересный вариант: рифмовать фразы, связывать по смыслу, например:
Сидит на дереве сорока
Известно всем, что белобока...
Возможно, сразу будет получаться не очень складно, но сам процесс очень весёлый и занимательный, а если постараться — получится целое стихотворение, с сюжетом и моралью.
«Алфавитная цепочка»
Эта игра подходит для ребят, проявляющих интерес к буквам. Играя, ребёнок расширяет свой словарный запас, запоминает содержание алфавита, с помощью взрослого учится различать буквы и звуки, произносить названия букв правильно.
Ход игры: одним из игроков называется слово, задача следующего — назвать последнюю в этом слове букву и затем слово, начинающееся с этой буквы. Называются только существительные в единственном числе. Например: альпинист — Т-танкист — Т-троллейбус — С-сок и т.д. Если предыдущее слово заканчивается на «ь», то следующее слово будет начинаться с буквы, стоящей перед «ь», например: лось — степь — пристань.
После того, как будут освоены правила, можно игру усложнить, выбрав из вариантов:
произносить слова по слогам;
называть слова только мужского или только женского рода;
условиться называть слова, в которых не менее четырёх букв.
«Шерлок Холмс»
Развивает воображение, мышление, разговорную речь, расширяет словарный запас, учит наблюдательности, построению причинно-следственных связей. Задачей в этой игре является определение личности персонажа (или предположение) по внешним признакам.
Вариант 1. Один из игроков загадывает персонаж. Персонажем может быть известный всем игрокам герой сказки, повести, рассказа или же реально существующая личность. Также в качестве «персонажа» можно использовать любой предмет, фрукт или овощ. Затем загадавший одним предложением описывает свой персонаж, не выдавая свойственных только ему характеристик.
Например: «Мой персонаж хитёр и хвастлив». Задача остальных игроков по очереди наводящими вопросами угадать персонаж, загадавший отвечает «да» или «нет» (иногда допускаются пояснения). Например, далее диалог может быть таким:
У него длинные уши?
Нет.
У него есть шерсть?
Нет.
Он худой или толстый?
Толстый.
Это человек?
Нет.
Он ходит или бегает?
Нет, он не умеет ни того, ни другого.
Он прыгает?
Нет.
Катится?
Да.
Так это же Колобок!!!
Вариант 2. В качестве персонажа выступает реальный человек (например, сосед-пассажир или случайный пешеход) или предмет, или изображение. При этом точно неизвестно кто это, если предмет — чей и для чего служит. Задача игроков при помощи воображения, фантазии и дедукции определить или предположить род деятельности или назначение.
«Экскурсовод»
Развивает память, навыки счета, разговорную речь; расширение знания об окружающем мире, обучает пространственному ориентированию. Подойдет тем, кому постоянно приходиться перемещаться по городу на личном или общественном транспорте по одним и тем же маршрутам.
Ребёнку будет интересно «поработать» экскурсоводом, называя остановки или рассказывая о достопримечательностях, с помощью взрослого поразмышлять о названиях улиц, проспектов, переулков. Также можно посчитать сколько остановок осталось и сколько проехали, куда ещё можно доехать с данного остановочного пункта, на какой транспорт следовало бы пересесть, чтобы добраться, например, до метро и т.п.
«Мой товар лучше!»
Смешная и азартная игра; развивает внимание, логику, мышление, речевые навыки, формирует позитивное отношение к окружающему миру. Подходит для семейного досуга в период вынужденного ожидания.
Ход игры: участники «выхватывают» из пейзажа по объекту и, представив себя торговыми агентами, по очереди высказывают аргументы, чем свой «товар» лучше «товара» соперника. Победителем считается тот, кто смог назвать больше аргументов.
«Волшебные цифры»
Улучшает навыки устного счёта, развивает зрительную память. Играть можно везде, где указаны числа: номера общественного транспорта, номера домов, автомобильные номерные знаки. В игре несколько уровней сложности:
Правильное произношение. Игроки по очереди называют числа, находящиеся в поле зрения. Например, называют номера подъезжающих к остановочному пункту автобусов, троллейбусов, трамваев, маршрутных такси.
Сложение составляющих числа. Игроки по очереди называют сумму составляющих числа. Например, номер автобуса 124, ответ формируется путём сложения 1+2+4=7.
Сложение двузначных чисел. Например, номерной знак автомобиля 1624КТ-6, из первых четырёх цифр образуются двузначные числа 16 и 24. Сумма чисел (16+24) составляет 40.
«Комедианты»
Развивает воображение, умение контролировать мимику и управлять ею, использовать невербальные средства общения, передавать чувства и настроение через выражение лица, жесты. В эту игру предпочтительно играть без посторонних, т.к. со стороны это может выглядеть неоднозначно. Ход игры: игроки по очереди при помощи мимики и жестов изображают настроение, персонаж или героя. Задача остальных – угадать, о чем идет речь.
Конечно, это далеко не весь перечень игр, в которые можно играть, находясь в пути. Уверена, что при желании, вы сможете придумать множество своих, не менее интересных. Но как бы вы не решили коротать время в пути, главное чтобы это было безопасно и никому не мешало. А если рядом внимательные, понимающие близкие люди – любая дорога будет легкой и принесет немало приятных минут. :)
Читать еще:
Откуда берутся праздники?
Развитие ребенка или родителей?
Быстрые игрушки от находчивых родителей