Что и как говорят дети в 3 года
«Мама, купи мне вот эту гламурненькую розовую кофточку!»…
«Может нам мебель поменять? Или тебе парикмахера?»…
Не спешите после этих слов своего трехлетнего чада прятать от него «Космополитен», хвататься за шкаф или напряженно вглядываться в зеркало с расческой в руках. Принимайте поздравления! Ваш малыш подрос и перешел на новый уровень развития, в том числе и речи. Рассмотрим подробнее.
«Поменять мебель». Это значит, что ребенок начал пользоваться родовыми понятиями. До трех лет речь и мышление развиваются как единый процесс и только после этого возраста начинают разделяться. Но вместе с тем, они всегда будут взаимосвязаны.
«Гламурненькая розовая кофточка». Здесь целая куча достижений. Во-первых, увеличение словарного запаса в целом, характерное для этого возраста, и количественного запаса прилагательных в частности. Хотя, в основном, дети в этом возрасте говорят существительными и глаголами. Во-вторых, кроме роста количества прилагательных, в речи трехлетних детей появляются местоимения, междометия, союзы, причастия и наречия. Именно поэтому дети начинают оценивать окружающую жизнь и нас с Вами, уважаемые родители! :) В-третьих, появляются новые грамматические категории. Например, сравнительные формы прилагательных, уменьшительно-ласкательные суффиксы («гламурнЕНЬКая кофтОЧКа» – это оттуда).
Несмотря на то, что предложения стали длиннее, а слова в них разнообразнее, дети могут допускать ошибки в согласовании слов в роде/числе/падеже. Здесь необходимо отделить единичные «неправильности» от общего недоразвития речи, которое может сделать только специалист, поэтому советую Вам сходить на консультацию к логопеду.
Очень яркое новообразование данного периода – словотворчество детей. Подробно про него писал Корней Чуковский (куда ж без него :) ) в знаменитой книге «От двух до пяти». Это весьма и весьма ценный признак того, что карапузы начинают осваивать величие и мощь родного языка. Теперь перчатки могут стать «пальчатками», потому что их одевают на пальцы, молоток – «колотком», потому как им колотят и т.д.
Вернемся к Чуковскому. Как раз в этом возрасте малыши начинают цитировать любимые стихи и даже сказки, которые в этом же возрасте любят слушать одни и те же подолгу и помногу раз (хотя все дети индивидуальны, помним про это). Однако своими словами сказку не перескажут. И если вы хотите узнать, как прошел день в саду – приготовьтесь задать много вопросов. При этом не обижайтесь, если на вопрос «Что вы делали на занятиях?» ребенок начнет восхищаться новой машинкой друга. Просто речь детей в этом возрасте ситуативна: в момент вопроса вы ведь где-то по дороге шли/ехали, вот про нее он и вспомнил.
Кстати, вышеупомянутые «кофточка» и «парикмахер» скорей всего произнесутся как «кофтотька» и «паликмахель», потому как звукопроизношение (в основном звуков ш, ж, щ, р, л) еще не сформировано. Однако ждать, что все звуки сами «станут» на место не стоит, особенно если неправильных звуков много. Как показывает мой опыт, на сегодняшний день это происходит крайне редко. Слова с большим количеством слогов, стечением согласных могут произноситься упрощенно и с ошибками. Вместо регулировщика – «леровщик», вместо «синхрофазотрона» - ну, тут много вариантов…
А мебель может и в самом деле передвинуть? ;)
(Фото предоставлено детским фотографом Лёлей Тимошкиной).
Осядовская Галина
логопед
Обратиться за консультацией к этому специалисту
Статья размещена 19.03.2011
Читать еще:
Советы логопеда: как разговорить молчуна?
Развитие речи к двум годам - от слов к фразе