Какой должна быть игрушка для ребенка?
Молодым родителям заблудиться в современном игрушечном мире легко. Ведь очень важно, чтобы игрушка была не только яркой, но и полезной, а также понятной и доступной в определенном возрасте. Задачи игрушки – привлечь, научить, помочь. Кроме того, необходимо, чтобы выбор остановился на безопасном продукте.
Различные исследования показали, что игра помогает ребенку укрепить и развить его нервную систему; т.е. ребенок должен максимальное количество времени проводить в игре для овладения своим телом и пробуждения собственных чувств, для развития его мозга и умственных способностей, для ощущения счастья и гармонии, для выражения его привязанности и эмоций, а кроме того, для установления взаимоотношений с другими детьми и взрослыми. В игре – продолжительной, спокойной и творческой – ребенок растет и развивается разносторонне.
С помощью игры дети познают и постигают мир, в котором они живут. Они приобретают опыт, идя путем проб и ошибок. Успех и неудачи на этом пути помогают им в дальнейшем в решении новых проблем. Развивается умение сосредотачиваться. Дети фантазируют, творят, систематизируют и погружаются в мир идей – в-общем, они учатся.
Радость жизни – это один из важнейших вторичных эффектов игры. Получая удовольствие от игры, ребенок достигает психологического равновесия и учится владеть собой. Более того, игра помогает преодолеть трудности, она дает ребенку возможность осознать полученный им опыт и применить этот опыт в жизни.
Итак, десять веских аргументов в пользу игры:
1. Игра помогает малышу узнать себя, а также свою физическую и социальную среду.
2. Игра развивает сенсорику, моторику, мускулатуру и координацию движений.
3. Игра помогает ребенку понять, как работают вещи, как люди общаются и строят взаимоотношения друг с другом, а также как попробовать себя в новых ролях.
4. Игра помогает ему развить свои физические, социальные, познавательные, художественные и языковые навыки.
5. Игра стимулирует и развивает творчество и воображение.
6. Игра воспитывает чувство собственного достоинства, самоконтроля, а также формирует шкалу ценностей ребенка.
7. Игра – это эффективный источник формирования правильной речи и навыков социального общения.
8. Игра стимулирует ребенка к учебе и практическому применению важных социальных навыков, таких как выражение своих мыслей и эмоций, ведение переговоров и сотрудничество.
9. Игра развивает способность мыслить и решать проблемы.
10. Игра пробуждает любознательность ребенка и укрепляет способность сосредотачиваться и концентрировать внимание.
Главное, о чем надо помнить при выборе игрушки для вашего малыша, – она должна подходить для его возраста. Тогда ребенок будет не только правильно использовать игрушку, но у него также будут формироваться навыки в использовании предметов, управлении своим телом и уверенность в себе.
Нет ничего странного в том, что ребенку наскучивают игрушки для предыдущих возрастных этапов, а те, что предназначены для возраста постарше, ставят его в затруднительное положение и становятся не интересными. Фактически, у каждого возраста есть свой характерный тип игры и любимые игрушки. Вскоре, в дошкольном возрасте, придет время для социальных игр с другими детьми, которые будут стимулировать дальнейшее развитие ребенка.
Рекомендованы развивающие игрушки, которые не только дадут вашему малышу возможность развить физические, социальные и умственные способности, но также создадут такие условия, чтобы он мог играть, петь, смеяться и расти вместе с вами. Это поможет сформировать эмоциональные связи, которые останутся между вами на всю жизнь.
Вы играете важную роль в психологическом развитии малыша, в формировании его опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Предоставляя малышу те инструменты, которые помогут ему достичь новых этапов развития, вы можете трансформировать накапливаемый им в процессе ежедневных игр опыт в навыки, которые он будет использовать на протяжении всей своей жизни.
Социальные контакты с окружающим миром младенцы устанавливают посредством выражения довольно ограниченного числа эмоций: плача, улыбки, неудовольствия и некоторых других. Эти эмоциональные реакции служат подсказками родителям для приспособления собственного поведения к ребенку. В этом процессе, а также в ходе адаптации малыша к условиям окружающей среды не последнюю роль исполняют игрушки.
Конечно, эмоциональное развитие осуществляется на основе другого основополагающего фактора – уделяйте внимание эмоциональным потребностям вашего малыша непосредственно с момента его рождения. Когда малыш получает любовь, одобрение, понимание, защиту – это учит его выражать свои чувства, подталкивает к общению. Тем самым ребенок учится общаться с окружающими его людьми. Поэтому первые взаимоотношения ребенка с родителями и родственниками чрезвычайно важны.
На этих ранних стадиях ребенок уже может брать в руки окружающие его предметы, находящиеся в зоне его досягаемости, и открывать для себя их свойства. Игрушки здесь играют важную роль. Игрушки должны стимулировать интерес ребенка к игре, соответствовать его уровню развития, а также отвечать его вкусам и интересам. Когда игрушки забавные и привлекательные, разнообразные, прочные и безопасные, они полностью выполняют свою функцию стимулирования интереса к игре.
Основные стадии развития ребенка:
- I стадия (0-6 месяцев) – активная работа всех органов чувств;
- II стадия (6-9 месяцев) – познание мира через движение;
- III стадия (9-12 месяцев) – «вертикальное» знакомство с миром;
- IVстадия (от 1года) – начало периода целенаправленной деятельности (период «ролевых игр»).
Всем вышеперечисленным требованиям полностью отвечают развивающие игрушки, разработанные в США – игрушки компании FisherPrice.
Некоторые примеры игрушек FisherPrice по возрастным категориям:
- I стадия (0-6 месяцев) – активная работа всех органов чувств.
Мини-мобиле "Веселые зверята". Серия "Живая планета".
Маленькое подвижное мобиле с пятью висящими зверюшками легко крепится к коляске или кроватке с помощью кольца-клипсы. Игрушки вращаются, а фигурка льва при движении звенит! Стимулирует развитие органов зрения и слуха, способствует развитию внимания.
Игрушка-мобиль на кроватку "Друзья".
Музыкальный Мобиль легко крепится на детскую кроватку. Три героя-подвески (львенок, пингвин и бегемо)т крутятся, когда играет мелодия. Чтобы музыка начала звучать, достаточно закрутить солнышко. Сначала это будут делать мама и папа, а малыш, когда чуть подрастет, освоит это нехитрое дело и сам.
Двойные кубики "Ферма" из серии "Забавные кубики-блоки".
Веселые зверята в блоках станут отличными друзьями малышу. Играть с ними так интересно: они могут прятаться и снова появляться. Кубики можно разбирать и собирать заново. В игре ребенок будет постепенно знакомиться с животным миром. Яркие цвета игрушки способствуют развитию цветовосприятия малыша. Игрушка способствует развитию тактильных ощущений и мелкой моторики пальчиков, позволяет малышу учиться координировать движение рук и глаз.
- II стадия (6-9 месяцев) – познание мира через движение.
Кубики с сюрпризом.
Набор из 3 больших кубиков (7х7х7см) поражает разнообразием игровых элементов на всех гранях. Каждый кубик оживает, нужно лишь нажать на кнопку на верхней плоскости. Если кубики собрать вместе башенкой и нажать на кнопку верхнего – вся башенка оживает, кубики начинаут двигаться одновременно! В кубиках открываются окошки, двигаются ставни и другие элементы.
Игрушка стимулирует моторное развитие ребенка, координацию действий, способствует развитию мыслительных процессов, пониманию эффекта "причина – следствие", яркие цвета стимулируют развитие зрения и сенсорное развитие малыша, различные текстуры стимулируют осязание. Кубики помогут ребенку освоить все основные типы движений: кручение, сдвигание, листание, нажатие.
Улитка.
Развивающая улитка весело и легко знакомит ребенка с алфавитом и основными цветами. Малыш нажимает на кнопки на игрушке и слушает названия букв, цветов и забавные звуки. Малыш катает игрушку по полу, наживает клавиши разных цветов, и одновременно с моторикой учится определять цвета и буквы. Чтобы пробудить интерес малыша, приготовьтесь ползать по полу вместе с малышом. Напевайте мелодии в такт музыке, и вскоре Ваш малыш тоже приобретет склонность к пению.
Улитка помогает ребенку обучаться в процессе игры: знакомит малыша с буквами и с основными цветами; звуками, словами, тренирует память, развивает логическое и ассоциативное мышление, тренирует моторные навыки, помогает установить взаимосвязь между изображенным буквами и звуками, что способствует развитию речи.
Сверкающая пирамидка. Арт. С7483
Пирамидка развивает координацию и точность движений, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, способствует восприятию понятия "больше – меньше". Малыш собирает пирамиду, ставя друг на друга светящиеся кольца-звезды.
Надевая верхушку-звезду на стержень, он услышит веселую мелодию и увидит разноцветные бегающие огоньки по корпусу пирамидки. Это вознаграждение за проделанную работу – значит, пирамида собрана полностью! Игрушка развивает тактильные восприятия, способствует концентрации внимания, знакомит с основными цветами.
- III стадия (9-12 месяцев) – «вертикальное» знакомство с миром.
Ходунки-автомобиль.
С ходунками возможны два варианта игры:
– Ходунки в горизонтальном положении. В этом случае ребенок или сидит рядом с ходунками или присаживается на корточки. Все игровые панели находятся сверху, поэтому малышу легко и удобно вращаться и двигать все доступные фигуры.
– Ходунки в вертикальном положении. В этом случае выполняется основная функция: малыш учится ходить, опираясь на них. При движении ходунков шар на игровой панели начинает вращаться и греметь.
Игра способствует развитию моторики пальчиков и рук, знакомит малыша с причинно-следственными связями. Ходунки стимулируют ребёнка к активным движениям. Малыши, начинающие ходить, с удовольствием возят игрушку, прислушиваясь к интересным звукам.
Смейся и учись «Обучающий телефон».
Каждый малыш хочет чувствовать себя взрослым и самостоятельным. Ребенок будет подражать Вам, разговаривая по телефону, тем самым, развивая навыки коммуникации и диалога. Игрушка имеет 3 режима интерактивной игры, будет интересна детям от 6 месяцев и вплоть до 3 лет.
Телефон научит ребёнка, как правильно начинать и заканчивать разговор. Умная музыкальная игрушка также расскажет крохе о буквах, цифрах, поможет ему считать и просто поднимет настроение! В телефоне содержится 6 весёлых телефонных фраз, 12 мобильных мелодий и звуков.
Выполненный в форме забавного человечка, умный, яркий и весёлый обучающий телефон Fisher Price станет для Вашего ребёнка хорошим другом и приятным собеседником!
- IVстадия (от 1года) – начало периода целенаправленной деятельности (период «ролевых игр»).
Музыкальный поезд серии "Маленькие человечки".
Поезд и его пассажиры помогут малышу придумать и представить мир джунглей. Веселый поезд с двумя вагончиками везет жителей джунглей. Вагончики раскрываются и отсоединяются, фигурки животных крепятся к качелям, а поезд проигрывает веселую мелодию при нажатии на место водителя.
Игрушка способствует развитию тактильных ощущений и мелкой моторики пальчиков, позволяет малышу учиться координировать движение рук и глаз, ориентироваться в пространстве, стимулируют развитие органов зрения, знакомит малыша со звуками природы.
Игровая панель «Подводная команда».
Игрушка для веселого купания малыша в ванной. Панель с игровыми персонажами прикрепляется к ванне (кафелю) на присосках. Обаятельные персонажи превратят купание малыша в веселую игру с морскими героями. Ребенок набирает в формочку воду и затем выливает ее на игрушки и наблюдает за результатом:
– корзиночка краба наполняется водой, она наклоняется и вода выливается;
– внутри звезды – вращающаяся мельница;
– вода из китенка выливается быстрее или медленнее в зависимости от поворачиваемого рычажка.
Игра развивает образное и логическое мышление, помогает устанавливать причинно-следственные связи.
Читать еще:
МАГАЗИН: Комоды и ящики для игрушек
Игрушка - из магазина или hand-made*?
Быстрые игрушки от находчивых родителей
Развивающие игрушки своими руками. Коврик
Развивающие игрушки своими руками. Погремушки
Оберегающие игрушки