Корни и крылья
"Есть лишь две ценности, которые мы можем передать
своим детям. Одна из них – корни, другая – крылья."
Холдинг Картер
Многим родителям удаётся дать детям свои корни. Немногим удаётся дать им крылья. И совсем немногим удаётся дать им и то и другое. Однако ещё не поздно начать к этому стремиться.
Вот так и возникла идея создания программы «Сами с усами». И в большей степени этому способствовали сами родители. Им было недостаточно просто общения в Центре, когда мы беседовали о детях и их успехах, собирались вместе на праздники, беседовали о возникших проблемах, "учились проигрывать", чтобы затем взойти к вершинам знаний, собирались на посиделки, чтобы изготовить родным подарки к праздникам и сшить костюмы к Новому году и многое другое.
Как- то они сказали: "Давайте собираться регулярно, организуем постоянный курс занятий". Так и сделали. А сегодня мы предлагаем Вам заочный курс занятий, и первая тема нашего курса: "Создание развивающей среды для ребёнка дома".
С чего начинать? Наверное, с вопроса имеющегося пространства.
В одной семье имеется отдельная комната для каждого ребёнка, в другой одна на всех детей, а третьи семьи живут все вместе в одной комнате. Как же дать рекомендации о создании психологически комфортной для ребёнка среды, если такие разные условия проживания?
Давайте рассуждать о том, что нужно маленькому человеку: свобода передвижения, его личное место (это может быть не только комната, но и ящик, коробка или коробочка), возможность побыть одному какое-то время. По этому вопросу хочу поделиться опытом одной семьи, с которой я дружила долгое время.
Семья из четырёх человек проживала в однокомнатной квартире (двое взрослых и двое детей), старший сын уже учился в девятом классе, а Наташа ходила в детский сад. Приводя Наташу из садика, родители и старший сын отправлялись на кухню, а Наташе предоставлялась возможность побыть в комнате одной минут сорок.
Я спрашивала у них, чем занимается их дочь. Родители говорили, что иногда она просто лежит на ковре какое-то время, а затем идёт играть, иногда просит поставить музыку и слушает её. Этим временем она распоряжалась сама.
Я посоветовала им изготовить игрушки-мобиле и подвесить их к люстре. Что это такое? Это подвесные игрушки, которые можно купить или, а это лучше всего, изготовить самим из бумаги или прозрачной плёнки, а если вы будете делать их вместе с ребёнком, то идеальнее не придумаешь.
Потоки воздуха раскачивают игрушки, и созерцание медленно двигающихся предметов успокаивает не только ребёнка, но и взрослого человека. Идея им понравилась, и они изготовили даже "многоэтажные" игрушки-мобиле. "Успокаивает всех," – говорила мама.
А теперь поговорим об игрушках.
Начнём с того, что игр должно быть не очень много, но игровая среда должна быть универсальной, для того чтобы дети могли менять её в зависимости от вида игры и её содержания.
Обязательны:
- наборы предметных картинок для описания и классификации (распределения по признакам);
- наборы сюжетных картинок для составления рассказов и сочинительства;
- конструкторы;
- пирамидки от самых простых до логически сложных;
- мешочек с объёмными фигурками для развития тактильной памяти;
- "кукольный домик" нужен и для мальчиков и для девочек (можно купить готовым, а можно изготовить из коробки для обуви);
- кукла и наборы животных, детской посуды и др. ;
- мячи, машинки, мозаики;
- игры на удачу типа «Гусёк» для обучения умению "проигрывать" в игре;
- "сенсорный дождь" – это может быть обруч или гимнастическая палка с прикреплёнными к ней предметами для развития тактильности (верёвочками, бусинами, ленточками и др.). Этот предмет необходимо подвешивать на уровень роста ребёнка и предлагать ему пробежать туда-сюда, прикасаясь обнажённым телом к различным поверхностям.
И ещё необходимо иметь коробочку с предметами заместителями (кусочками меха, ткани, ключами, замками, цепочками, трубочками), которые можно использовать для сюжетных игр.
И коробочку с "секретами", куда ребёнок может складывать стёклышки, кусочки проволоки, пружинки, всё то, что несёт ему информацию о ярких событиях в его жизни, о тех незабываемых образах в его памяти, которые послужат трамплином к скачку в творчество.
Не забудем и об организации движений.
Нет возможности поместить спортивный уголок – можно ограничиться перекладиной в дверном проёме (кстати, туда можно и качели малышу прикрепить). Дарта, верёвочки разного диаметра и длины, мячи "фитбол", массажёры – вот тот небольшой перечень, который может иметь любая семья. Не забудьте о предоставлении возможности ребёнку постоять на голове на диване, сползти и взобраться ползком на диван, кресло, повисеть на руке у папы, походить на руках и др.
Кроме этого, необходимо создать условия для развития художественных способностей детей, предложив разнообразные изобразительные материалы от традиционных, до необычных (круп, макаронных изделий, семян растений, камней, плодов, перьев, искусственных материалов).
Подобрав материалы нельзя оставить без внимания бумагу для художественных работ. Это должна быть разнообразная по фактуре, цвету и толщине бумага, картон, фанера, пластик. Не ругайте детей, когда они начинают рисовать в "неположенных" местах. Этим они показывают, что они свободны в действиях и пространство квартиры им родное, а также то, что родителям нужно позаботиться о создании условий для художественной деятельности.
Помню восторг моего малыша, когда он расписал стены туалетной комнаты новыми синими и красными маркерами. Позвал нас и произнёс с гордостью "касиля". Мы всё поняли. Нельзя ограничить детей и в музыкальном творчестве: дудочки, балалайки, палочки, барабаны (можно и самим сделать из баночки, натянув на неё носовой платок).
Хотите, чтобы ваш ребёнок стал математиком? Научите его раскладывать игрушки по видам. Упорядочение содержания игрушек воспитывает упорядочение информации в головном мозге.
Предоставляйте возможность детям играть с вашими вещами, а также с вещами бабушек, дедушек. Ведь как здорово надеть мамино платье и туфли, взять дедушкину шляпу и папин портфель и пойти на "работу", а вернуться с работы в свой дом, который построил под кухонным столом, набросив поверх него покрывало.
Главное – понимать своих детей. У одних моих знакомых достаточно долго в гостиной стоял автомобиль, для строительства которого были использованы одеяла, стулья, диски, коробки для обуви, банки с соком, телефон, шарфы и многое другое. И самое главное, родители, да и друзья семьи, помогали усовершенствать модель.
Уважаемые родители! Не забудьте о таком важном моменте, как организация выставок творчества детей. Это может быть полка на стене, или специальный планшет, куда помещаются работы ребёнка. А может быть и такое, как у моей знакомой юной художницы Кати. Сначала картины размещались в квартире на стенах, затем организовали выставку в детском саду, а теперь это – детские выставки в Третьяковке. Но началось всё в семье!
Давайте вспомним, с чего начинали свой разговор. Правильно, как дать нашим детям "корни" и "крылья". Давайте помнить слова Энштейна, который говорил: "Есть два способа прожить жизнь: в уверенности, что чудес не бывает, и в уверенности, что всё вокруг – это чудо".
А чудо – это Ваш ребёнок, ребенок-творец.
(Статья предоставлена нашими друзьями – детским интеллектуальным центром "Папа Карло", фотографии – нашими друзьями, студией "Тимограф".)
Читать еще:
Из жизни наших друзей: Наталия Гуринович – копилка советов от работающей мамы
Из жизни наших друзей: адаптационная группа в детском центре "Папа Карло"
Знаете ли вы своего ребёнка?
Игрушка - из магазина или hand-made*?
Территория детства
Детали – не мелочи