Детские ладошки…. Маленькие пальчики, ноготки, кулачки, сжатые во сне…. Для любого родителя это, наверное, одно из самых умилительных зрелищ.
Детки растут, растут и ручки-ладошки, но всегда остается приятное волнение, когда твой уже подросший ребенок доверчиво кладет свою ладошку в твою руку.
Как же замечательно задумано природой, что кроме приятных впечатлений, «общение» с ладошкой несет неоценимую пользу!
Толковый словарь (под редакцией вездесущего интернета) дает следующее объяснение слову «ладошки»:
1. Игра, которая заключается в хлопании ладонью о ладонь, попеременно - о свою и другого играющего.
2. Уменьшительно-ласкательная форма существительного «ладоши» (разг.).
Согласитесь, крайне сухая трактовка такого нежного слова. А вот наши бабушки-дедушки относились к детским ладошкам с гораздо бОльшим уважением и пониманием. И ведь правы же были! Современная наука доказала, что на ладошках и стопах есть точки-проекции всех внутренних органов. Так что, можно сказать, что всем известная «Сорока-ворона» - ни что иное как массаж в миниатюре.
«Ладошковые игры» стимулируют развитие не только внутренних органов, но и различных отделов головного мозга. Разнообразие таких игр огромно: пестушки-потешки (все та же «Сорока-ворона» ), игры с мелкими предметами (перебирание, пересыпание, перекладывание пуговичек, фасолинок, пробочек), для деток постарше существует целый цикл игр для развития пальчиков с использованием школьных принадлежностей (ручки, карандаша, линейки и т.д.). Я же в этой статье хотела бы остановиться на наиболее, на мой взгляд, интересном варианте развития пальчиков и ладошек – развитии через творчество.
Хочу предложить вам классический вариант программы дошкольного образования: рисование, аппликация,лепка, но с поправкой на современные условия.
Итак, начнем с
рисования. Для работы с детьми необходимо использовать безопасные средства: для малышей подойдут специальные пальчиковые краски, детям постарше можно предложить акварель и гуашь. А если уж художественное творчество вас очень увлекает, можно воспользоваться безопасными красками домашнего производства (особенно они подойдут для детей до 2-х лет).
Для создания «домашних красок» нам понадобится стакан муки (или полстакана муки + полстакана крахмала), одна-две ст. ложки соли, вода, одна-две ст. ложки растительного масла, одна с половиной ст. ложка клея ПВА. Первые три ингредиента перемешиваем до однородной консистенции, по густоте напоминающей жидкое тесто для блинов (масло и ПВА добавляем в самом конце). Разливаем по разным емкостям (цвета ведь у нас будут разные). Подкрасить наши краски (вот такая тавтология) можно с помощью пищевых красителей, акварели или гуаши. Можно использовать и истинно природные красители (например, свекольный сок), но будьте готовы к тому, что цвета будут ненасыщенные, да и большого разнообразия палитры вы вряд ли сможете добиться. Хранить такие краски можно в холодильнике в закрытых контейнерах.
И вот весь необходимый материал готов, можно приступать. Рисовать можно и всей ладошкой и отдельными пальчиками. Можно заранее продумать тему для рисования, а можно отдаться творческому порыву (не своему, тут уж доверьтесь ребенку). Я предпочитаю второй вариант, а уж потом решаю, как именно будет называться наша картина. Так во что же могут превратиться наши ладошки? Да во все, что угодно! Главное – рассмотреть это уникальное творение с разных сторон. Что вы увидели? Птичку, бабочку, курочку или петушка, веселых осьминожек или ветку винограда? Значит, именно это вы и рисовали!
Урок рисования окончен, займемся аппликацией. Тут потребуется подготовительная работа. Обводим прекрасную ладошку нашего малыша на картоне и вырезаем. Это будет наш трафарет (не забудьте написать на трафарете возраст ребенка, ведь малыш будет расти и трафареты тоже будут расти вместе с ним). По нашему трафарету вырезаем ладошки из цветной бумаги.
Можно эту работу предложить или самому ребенку (если он уже умеет пользоваться ножницами), или старшим братьям и сестрам, или папе (пусть тоже развивает мелкую моторику). Темы для аппликаций могут быть такими же, как и для рисования. Только тут добавится очень важное умение – умение обращаться с клеем. И не бойтесь предлагать задания по выполнению аппликаций маленьким детям. По моему опыту, даже 1,5-годовалые дети отлично пользуются клеем-карандашом.
И, наконец, лепка. Я уже говорила в своих статьях, что при работе с детьми пластилину предпочитаю соленое тесто. Там же я описывала технологию его приготовления. Приемы лепки из теста те же, что и при работе с пластилином. Можно отщипывать кусочки, можно катать шарики и колбаски.
А можно и увековечить наш уникальный инструмент – нашу ладошку. Причем сделать это можно в любом возрасте, ведь это совсем не сложно. К раскатанному пласту соленого теста прижимаем ладошку ребенка. Вот и готов наш отпечаток, осталось высушить и раскрасить.
Вот и все. Творите с удовольствием!
(Фото автора)
Федосенко Татьяна
психолог
мама-рукодельница
Статья размещена 11.01.2011