Научиться выбирать
«Делать выбор», «Вы сделали свой выбор?..», «Я уже выбрал…», - как часто мы слышим эти выражения в своей жизни.
Способность делать выбор - одна из данностей нашего существования. Я выбираю или не выбираю. Что может быть здесь сложного? На самом деле тут много вопросов. Один из таких вопросов – как я выбираю? Как выбирает мой ребенок? Как мы, родители, помогаем ребенку сделать выбор? Что мы делаем для этого?
Одно из занятий, на котором присутствовали мама с дочкой 8-ми лет, еще раз показало мне важность этого «КАК». Девочка пришла на занятие с цветной стекляшкой, подаренной подружкой. Случайно выроненная стекляшка закатилась так далеко под диван, что ее невозможно было достать. Девочка была очень расстроена потерей. Я предложила обмен. Потерянная стекляшка останется мне, а она может выбрать себе другую из тех, что были у меня. У меня как раз оказалось множество разнообразных стекляшек.
Идея ей пришлась по вкусу. Но когда я поставила перед Машей целую коробку стекляшек, она растерялась, какую выбрать. Все оставшееся занятие, целый час был посвящен выбору стекляшки.
Маша пыталась выбирать самыми разными способами. То положившись на случай - закрывая глаза или пользуясь считалочкой. То спрашивала совета у меня и у мамы. То выбирала сама, отбрасывая те, которые нравились меньше. Но сделать окончательный выбор все никак не могла. Просила маму сделать это вместо нее. Выбирала одну, передумывала, жалея о многих оставшихся, которые нравились, и тоже хотелось забрать.
Так продолжалось долгое время. Мама уже теряла терпение, предлагая хоть на что-нибудь решиться, подсказывая, что выбрала бы сама.
Я смотрела на Машины «страдания» и отмечала, что большинство из нас проходит через подобные испытания – испытания выбором. Кто-то выбирает сразу, быстро и окончательно, кто-то долго и мучительно, никак не решаясь поставить точку. Кто-то спрашивает совета у друзей и близких, перекладывая на них ответственность. Кто-то выбирает сам, но впоследствии оказывается недоволен, но не стремится что-либо исправить. Кто-то выбирает и сожалеет, кто-то не выбирает и тоже сожалеет.
Оказывается, какое многообразие вариантов
Наши дети тоже учатся делать свой выбор. Как они его делают? Так же, как и мы.
Часто ли у нас хватает терпения дождаться, пока они примут окончательное решение? Если колебания затягиваются, так хочется подсказать, подогнать, посоветовать. Знакомо ли?.. Мне очень знакомо. Так и подмывает сделать не вместе, а вместо ребенка, лучше и быстрее. В круговороте повседневных дел и забот как-то забывается, что научиться выбирать, опираясь на внутренние потребности, очень важно. Именно исходя из своих личных потребностей, а не интересов папы, мамы, друзей и хороших товарищей.
Порой, когда моей шестилетней дочери приходится выбирать, она обращается ко мне, чтобы я сделала это вместо нее. Она спрашивает: «А как ты хочешь?». В ответ слышит: «А ты как хочешь?»
- Я не знаю, - отвечает она.
- Подумай! Что тебе сейчас хочется делать?
- Я не знаю.
Так может продолжаться довольно долго. Иногда она начинает злиться, обижаться, а чаще, прислушиваясь к себе, выбирает. К сожалению, я не всегда замечаю такие возможности самостоятельного выбора для дочери, а то и просто игнорирую их, в некоторых случаях навязывая свою волю.
А ведь предоставив ребенку право выбора, мы даем ему возможность обратиться к себе, своему внутреннему миру, своему сердцу, почувствовать собственную ценность, достоинство, значимость. Ведь мы хотим, чтобы наши дети выросли людьми достойными и с достоинством? Не правда ли?.. Я для своих детей хочу этого.
Юденкова Наталья
психолог
Обратиться за консультацией к этому специалисту
Обсудить статью на форуме