ПАПА-интервью: Евгений Толпека о домашнем воспитании и обучении
Сегодня у нас в гостях еще один интересный папа, Евгений Толпека, который вместе со своей женой, Олесей Мохотаевой, известен многим молодым родителям благодаря слингам* «Баюшка» и интернет-магазину развивающих игрушек «Разумная семейка». У Евгения и Олеси двое дочерей: Диане семь с половиной лет, Богумиле – третий год. Обе девочки воспитываются и обучаются дома.
Евгений, расскажи, почему вы с женой решили воспитывать и обучать дочерей дома? С чего все началось?
Во-первых, у нас была возможность находиться вместе с детьми дома, (а возможности появляются тогда, когда их ищешь). Во-вторых, мы считаем, что родители должны нести ответственность за выбор окружения для своих детей, потому что их поведение и мировоззрение до определенного возраста напрямую зависит от той среды, в которой они находятся.
Не последнюю роль в принятии такого решения сыграло и знакомство супруги с методикой Марии Монтессори**. Имея образование педагога-психолога, Олеся сразу увидела преимущества такого обучения, и с тех пор наши мысли о начальном воспитании и развитии были направлены в эту сторону.
К сожалению, садики Минска нашим параметрам не соответствовали. В некоторых из них присутствовали отдельные элементы понравившейся нам методики, но они не имели ничего общего с тем классическим подходом и определенной философией, которые нас интересовали. Следовательно, рассчитывать на определенный результат не приходилось.
Поэтому, мы решили создать детский сад у себя дома (Диане на тот момент было чуть больше трех лет). Олеся специально прошла обучение в Санкт-Петербурге, чтобы получить диплом педагога Монтессори. А чтобы дочке было веселее, так как любому ребенку все равно нужен коллектив и общение со сверстниками, мы специально пригласили детей наших друзей и знакомых, которые и приходили к нам «в садик» практически каждый день.
Вот таким образом было организовано дошкольное образование для старшей дочери. Младшей Богумиле на сегодняшний день еще только два года, и садик Монтессори у нее еще впереди.
А кому принадлежит идея со школой? Тяжело ли было решиться на такой шаг?
Идея принадлежит Олесе. «Садик – ладно», – размышлял я, – «а вот школа…» Процесс принятия решения был сложный, в чем-то может быть даже болезненный, потому что одно дело сказать: «Я хочу обучать дома!», и совсем другое – взять на себя ответственность за учителей и систему в целом.
Мы слышали, что есть люди, которые обучают детей по индивидуальной программе, но близких знакомых, у которых можно было бы обо всем расспросить, не было. Поэтому, мы стали искать необходимую информацию в интернете, чтобы взять на вооружение опыт тех, кто уже прошел через это.
Просмотрев школьные учебники, мы пришли к выводу, что в них изложены далеко не самые лучшие и интересные методики и системы обучения. Но программа для нас – не главное. Мы считаем, что намного важнее ребенку изначально привить соответствующие морально-нравственные принципы, оградить его как можно дольше от всего негативного, что, так или иначе, привносится в школу с детьми помимо их воли.
Кроме этого, мы убеждены, что ребенок в шесть-семь лет (кстати, и старше тоже), практически не в состоянии спокойно высидеть полдня за партой, сохраняя при этом концентрацию, необходимую для усвоения материала. Ладно, если бы это было полчаса или сорок минут, так это же четыре-пять раз по сорок минут, на протяжении которых нужно сидеть по струнке, и еще пытаться что-то услышать и понять. Я считаю, что это колоссальное напряжение.
После продолжительного обдумывания и взвешивания всех «за» и «против», было принято решение от посещения обычной школы отказаться. Мы спросили у Дианы, хочет ли она заниматься дома, и получили утвердительный ответ. Это и стало последним аргументом в принятии столь важного для нашей семьи решения.
Евгений, расскажи, пожалуйста, подробнее об упомянутых тобой морально-нравственных принципах…
На мой взгляд, важно чтобы у ребенка еще с детства сформировалось здоровое мировоззрение и отношение к этому миру. Не секрет, что в школу приходят дети из разных семей, отношения в которых далеко не идеальные. Современным родителям еще самим нужно расти и расти… Вот и получается, что дети приносят с собой из этих семей то, что они слышат и видят.
Например, уже в детском саду многие дети употребляют матерные слова, с первых классов некоторые курят, пробуют алкогольные напитки. К сожалению, их умозаключения и выводы об этих пороках общества, уже сформированы: дети не отдают себе отчета, что это плохо и что это зло. Да и как родители, а тем более воспитатели и учителя, смогут убедить ребенка, что это вредно, если они сами так поступают?
То же самое можно сказать и о способах разрешения конфликтов. Культуру грамотного общения необходимо прививать в каждой отдельно взятой семье, а детский сад и школа должны быть на подхвате. Без родителей ребенка никто не научит. К сожалению, сейчас ни там, ни там не уделяется должного внимания этим вопросам. В школе – кричат. Дома – кричат и наказывают (не всегда, но зачастую). На мой взгляд, лучше уж дома сидеть, чем набраться всего того, что есть в современной школе.
А как же социализация?
Социализация, конечно, нужна, но направленная, ее нужно создавать самим, выбирая подходящий круг общения. Диана, например, ходит на танцы, на музыкальные занятия, в том числе и с детьми из своего класса, в котором она числится. Так что взаимодействие со сверстниками есть. Тем более, мы не ставим задачу, обучая дочь дома, сделать из нее вундеркинда, она – обычный ребенок, такой же, как и все.
Евгений, были ли какие-то проблемы с оформлением в школу?
Диана числится в школе по месту нашего жительства. В первый раз, когда я зашел в учительскую с вопросом: «Можно ли записаться на обучение по индивидуальной программе?», учителя начальной школы посмотрели на меня, как на инопланетянина, и стали изумленно ахать и охать.
Тогда я отправился к директору. Она, на удивление, отнеслась к моему вопросу спокойно: «А…по индивидуальной программе…» Как оказалось, в этой школе уже были дети, находящиеся на таком обучении, правда, только в старших классах. «Что ж, в начальной школе вы будете первыми», – сказала директор, – «пишите заявление». Вот и все. :)
А как реагируют на Диану учителя, когда она приходит сдавать нормативы?
Учительница начальных классов на зачетах ведет себя так же, как и с другими детьми, никакого личного предубеждения к Диане у нее нет. Если дочь что-то неправильно делает, то вразрез нашему подходу, она может сказать: «Это неправильно! «Не так!» или «Что ты пишешь?»
Диане поначалу от этого было тяжело и непривычно, она даже говорила, что боится учительницу. Мы с Олесей, конечно, объясняли дочери, что на это не стоит обращать внимание и, тем более, расстраиваться. Мы неоднократно повторяли ей, что ни для нее, ни, тем более, для нас, не имеет никакого значения полученная оценка.
Я помню, как сам ходил в школу за отметками. Мне хотелось порадовать родителей, и поэтому, я боялся получить даже тройку. Уверен, что это формирует очень нездоровое отношение к тому, что ты делаешь. Только теперь, спустя многие годы, эти изъяны в моем воспитании и мировоззрении стали вскрываться, и я работаю над ними, чтобы не перенести их на своих детей.
Евгений, поделись с читателями, каким образом у вас налажен процесс обучения? Соблюдается ли какой-то режим или график?
Если понаблюдать за детьми, то можно заметить, что у них у всех есть огромная тяга к самообразованию. Нужно просто суметь подстроиться к ребенку, и тогда сам процесс обучения будет проходить естественным образом. Учитывая это, мы с супругой стараемся сделать так, чтобы дочке самой хотелось учиться, хотя ее порой приходится немного подталкивать и направлять.
Должен признаться, что у меня с детства осталось убеждение, что заниматься нужно по определенному распорядку, поэтому я периодически и возмущаюсь: «Когда Диана заниматься будет? Она же весь день играет!» Олеся в этом плане более демократична и лояльна, она просто готовит пособие и ставит перед ребенком определенную задачу: «Сегодня нужно сделать то-то и то-то».
Сам не знаю, каким они образом все-таки умудряются все пройти, но школьные нормативы за каждую четверть Диана обычно изучает за пару недель до начала экзамена. Этого времени ей хватает, чтобы все запомнить и получить представление о том, как будет выглядеть тест. Мы с Олесей не давим на дочь, не заставляем ее заниматься, а лишь напоминаем, что сегодня есть школа, и если уж ей так хочется играть весь день, то – пожалуйста, но задание нужно будет все равно выполнить.
Сомневаешься ли ты иногда в правильности выбранного пути?
Сомнения время от времени еще дают о себе знать, но не в правильности выбора, а в плане ответственности – есть очень четкое осознание того, что за тебя это уже никто не сделает…
*Слинг - специальная перевязь для ношения ребенка.
**Методика Марии Монтессори - философская система, которой уже более 100 лет. Основные принципы – игровая форма обучения, развитие самостоятельности, индивидуальный подход к ребенку.
(Фото Натальи Чиж)
Беседовала Наталья Чиж
01.01.2011
Статья размещена 28.01.2011