ПАПА-интервью: Кирилл Будкевич о развитии ребенка и родителей
Кирилл - тот редкий папа, который после рождения ребенка практически ушел из бизнеса, чтобы проводить больше времени со своей семьей. Относясь к категории людей, которых работа находит сама, он сумел остаться на «плаву», успешно совмещая воспитание сына с получением второго высшего образования и работой в качестве консультанта по детскому развитию.
Кирилл, расскажи, какие изменения произошли в твоей жизни после рождения сына?
После рождения Алешки (сейчас ему 1 год и 7 месяцев) я, можно сказать, ушел в «декретный отпуск». Официальная работа и бизнес, которым я занимался (организация и проведение обучающих и развивающих тренингов для взрослых), отошли на второй план. Я стал изучать специальную литературу на детскую тематику, поступил в институт на педагога-психолога, в моем окружении появились мамы и папы…
Окончательно в детскую тематику я втянулся после посещения лекции по педагогическому прикорму, который успешно состоялся благодаря моей инициативе (Подробнее об этом в статье Кирилла "Педприкорм - введение в питание"). Начав писать мини-статьи в интернете с целью поделиться накопленным опытом с другими родителями, я расширил круг знакомых и со временем получил приглашение о сотрудничестве с сайтом рара.ву.
Некоторые родители пытаются развивать своего ребенка чуть ли не с пеленок. Как ты относишься к методикам раннего развития?
Есть разные точки зрения на этот счет: одни считают, что это замечательно и просто необходимо в условиях современного общества, другие сетуют: «Не трогайте ребенка и не мешайте ему». Я занимаю, на мой взгляд, золотую середину.
Прежде всего, не нужно натаскивать малыша, как это делают некоторые родители или бабушки. Банальный пример: пытаясь развить речь любыми доступными способами, просят малыша: «Скажи «А», скажи «Б», скажи хоть что-нибудь…» При этом не дают ребенку даже рта раскрыть. О каком развитии может идти речь?
Итак, нужно не мешать малышу, а также постараться создать условия для его развития. Здесь уместно будет вспомнить Льва Семеновича Выготского*, который ввел понятие «зона ближайшего развития», и напомнить, что ребенок подтягивается по уровню развития к взрослому.
Приходится частенько наблюдать следующую картину: родители хотят, чтобы их сын или дочь свободно владели несколькими языками, при этом сами говорят только по-русски и с трудом по-белорусски. Они водят ребенка на занятия, нанимают репетиторов, но в итоге получается, что применять полученные навыки малышу негде, блистать знаниями тоже… Спрашивается, зачем это ребенку тогда? Поэтому задача родителей – самим соответствовать предъявляемым требованиям и определенному уровню развития. (Подробнее о точке зрения Кирилла на этот вопрос - в статье «Развитие ребенка или родителей?»)
Что бы ты посоветовал для физического развития малыша?
Во-первых, не загромождать квартиру мебелью, чтобы у ребенка было достаточно места для подвижных игр. Каждый раз, приезжая ко мне в гости, мои родители (думая, что имеют на меня влияние) начинают мне говорить, что кроме детской кровати мне в Лешкиной комнате нужен шкаф, диван и т.д. В ответ я начинаю у них уточнять, действительно ли это нужно мне и моей семье?
Я настроен максимально на то, чтобы у ребенка была возможность побегать, полазить и попрыгать. К сожалению, не получается пока реализовать идею спортивного уголка в своей квартире. Найти хорошую шведскую стенку времен моего детства сегодня практически нереально, а те, что продаются, на мой взгляд, не подходят для этих целей. Вот и надеюсь, что в какой-нибудь школе ее спишут.
Во-вторых, почему бы не зайти на территорию детского сада вечером? Мы с сыном периодически приходим туда покататься на горке, полазить и побегать. Наш сторож относится к этому с пониманием. Во многих дворах установлены хорошие детские комплексы, качели, песочницы. Несмотря на жизнь в городе, при желании можно найти возможности для физического развития малыша. В конце концов, можно спускаться по лестнице пешком, а не пользоваться лифтом, что мы с Алешкой периодически и делаем.
В-третьих, было бы хорошо, если родители научились делать массаж своему ребенку. Это полезно, приятно, помогает установить физический контакт с малышом, снять лишнее напряжение. Жаль, что у нас это не принято и нас этому не обучали, ведь это совсем не сложно!
Кирилл, какие рекомендации при выборе детского сада для ребенка ты можешь дать как педагог-психолог?
Самый главный совет, который я могу дать родителям – это выбирать воспитателя под ребенка. В большинстве случаев этот момент в современных садах не учитывается, детей просто распределяют по возрасту и все. И если воспитатель и ребенок имеют разные темпераменты, им будет сложнее находить общий язык. Спокойного, меланхоличного воспитателя будет раздражать чрезмерно шустрый малыш и наоборот.
Желательно познакомиться с заведующей поближе, узнать, как она относится к персоналу. Психологический микроклимат в саду может оказывать непосредственное влияние на детей, его посещающих. В этом отношении предпочтительнее маленькие садики, где все друг друга знают.
По роду деятельности тебе знакомы многие методики воспитания детей. Каких принципов придерживаешься ты?
Первое и самое главное – это минимум ограничений. Я считаю, что раз ребенку чего-то хочется, то, скорее всего, ему это очень надо. Прежде чем запретить сыну что-нибудь, я всегда стараюсь понять, чем было вызвано его поведение или просьба.
Например, Алешка по утрам просыпается раньше всех, сползает с кровати и тянет меня полусонного за руку в большую комнату. Я не объясняю ему, что мне не хочется идти, так как понимаю, что ему здесь одному скучно, поэтому просто встаю и следую за ним. Эта готовность идти навстречу – взаимна, она помогает наладить психологический контакт и доверие между нами.
Желания ребенка могут меняться очень быстро, и это нормально, просто об этом нужно постоянно помнить и не сердиться на малыша. В одну секунду он может передумать, или захотеть чего-то еще. Я стараюсь предоставить ребенку максимальную свободу. К примеру, у меня в квартире можно рисовать на обоях, играть в футбол, оставить недоеденным обед.
Кирилл, чему бы ты хотел научить своего сына, какие знания передать?
Самое главное – это уверенность в себе. Я стараюсь во всем оказывать сыну поддержку, и часто говорю ему: «Поддержу в любых начинаниях». Кроме этого, мне бы хотелось, чтобы Алешка знал, что мир дружественен по отношению к нему, что все происходящие с ним события – это обратная реакция на его поведение.
Обычно ведь как бывает? К примеру, человек перетрудился. Организм ему сначала очень мягко «намекает» – посылает простуду с надеждой, что человек одумается, ляжет и полежит. И если тот не прислушивается к себе, то в скором времени болезни начинают проявляться по нарастающей. И не надо потом удивляться и спрашивать, откуда все взялось. Просто прислушивайтесь к своему организму, доверяйте своим ощущения, тело – не врет, оно – наш друг.
Своим примером я стараюсь демонстрировать ребенку, что можно делать и как это можно делать. Судя по тому, как копирует мое поведение сын, у меня это получается хорошо.
* Выготский Л.С. (1896-1934) – ученый, мыслитель, классик отечественной психологии.
Беседовала Наталья Чиж
Статья размещена 2.10.2010