Повторение – мать учения!
Пусть мы сомневались, когда нам говорили об этом в школе. Пусть мы окончательно в этом разуверились, когда учились в университете. А когда мы пошли на работу, мы даже смогли выяснить, что повторение – это мать заикания. И тем не менее, фраза «повторение – мать учения» существует не зря. Это утверждение действительно верно, в особенности для детей.
Ребёнок смотрит на родителей и важных для него взрослых из близкого окружения и повторяет за ними. Он как бы примеряет их поведение, как одежду, на себя. Повторяет и смотрит – получилось ли у него так же, как у взрослого, действительно ли ему это действие полезно, интересно. Смотрит также и на реакцию взрослых – одобряют ли они его, радуются, поддерживают или злятся.
Как говорил Роберт Кийосаки, «хотите, чтобы рядом с вами перестали чавкать – перестаньте чавкать сами. Хотите, чтобы вам улыбались – улыбнитесь сначала сами.» Дети, словно губка, впитывают модели поведения. Они очень любят повторять за значимыми для них взрослыми, при этом их повторения - без оценок, они просто берут и повторяют.
Мой маленький сын постоянно видит, как его мама и папа чистят зубы. Первая зубная щётка появилась у него в восемь месяцев. Сначала он несколько раз выпрашивал мамину, потом мы купили для него специальную, его собственную. Теперь малыш периодически просит дать ему его щётку – ходит и довольный с её помощью массирует себе дёсны.
Когда я ухожу на работу – у нас есть свой ритуал. Я целую своего сынулю, целую жену, и машу им рукой, говоря «пока-пока». И вполне закономерно, что Алексей в этом копирует меня: он с радостью целует всех, кто, по его мнению, этого достоин. Помахать ручкой при встрече и при прощании – это вообще святое дело.
Собственная тарелка и вилка у нашего сына тоже есть. Ведь он предпочитает есть вместе с нами за столом. И ту пищу, которую употребляют его родители. Впрочем, подробнее об этом чуть позже – в статье про педагогический прикорм.
Могу привести и другие примеры с людьми разного возраста.
Сын моего двоюродного брата много времени проводит на даче с папой и дедушкой. У дедушки много различных инструментов, большая часть дачного имущества из дерева сделана своими руками. Стоит ли упоминать, что ребёнок это видит и даже помогает, участвует в процессе. У семилетнего мальчика есть свой молоток, свой рубанок и другие инструменты. Когда мы были у них в гостях в последний раз, он хвастался целой серией самолётов, которые сделал собственными руками.
Моя жена вместе с сыном несколько недель гостили у моих родителей. Когда я приехал к ним на выходные, Танечка с улыбкой мне сказала: «Теперь я знаю откуда у тебя манера так пользоваться одеколоном.» Оказывается я в свои 29 пользуюсь одеколоном именно так, как пользовался им когда-то и пользуется сейчас мой папа…
Делайте правильные действия - и ваш ребёнок будет делать то же самое. Если же вам что-то не нравится в поведении или в словах вашего малыша – оглянитесь вокруг и найдите источник. Дети – это зеркало, где отражаются наши души!
(Фото Михалко Вероники)
Будкевич Кирилл
консультант по развитию
Обратиться за консультацией к этому специалисту
Статья размещена 8.10.2010