Разрешите поплакать!
Вы замечали, что многие взрослые не выносят детских слез?
Вспомните, что вы сами испытываете при виде плачущего ребенка?.. Мало кто остается равнодушным. Кто-то чувствует жалость, сострадание к столь бурным и откровенным проявлениям горя, страдания. Просыпается желание утешить, приласкать, ободрить, успокоить. Кто-то испытает чувство вины или бессилия, понимая, что ничем не может помочь. Другого охватывает злость, отвращение, брезгливость, желание поскорее избавить себя от вида размазанных по щекам соплей и слез.
Какие бы чувства не возникали, хочется сделать так, чтобы слезы прекратились и воцарились беззаботный смех, озорные улыбки и очаровательные ямочки на щеках. Такие чувства и желания появляются не только у посторонних взрослых, но и у близких ребенка, его родителей.
На моих занятиях случается, что дети плачут. Если на занятии присутствуют родители, редко у кого из них хватает сил, терпения дождаться, пока ребенок сам успокоится. Обычно, выждав несколько минут, родители стремятся скорей успокоить плачущее дитя, отвлечь игрушкой, разговором, игрой, чтобы увести от слез.
Что для нас детские слезы?
Детские слезы, да и не только детские, - это боль, горе, несчастье, страдания. Для ребенка - это один из способов показать, что что-то идет не так. Они могут быть способом обратить на себя внимание. Или реакция на перевозбуждение, напряжение, усталость. А еще это может быть попытка манипулировать другими людьми, обычно близкими. Смысл слез может быть различным. Но, как правило, слезы заставляют нас думать о страданиях и несчастьях плачущего.
Мы привычно воспринимаем детство как счастливый период в жизни человека. Взрослые надеются и стремятся обеспечить детям счастливое детство. Мир полон страданий, боли и несправедливости, так пусть хоть дети будут от этого избавлены, если не навсегда, то на какое-то время.
Но разве детство наполнено только беззаботностью и карамельным счастьем? Неужели дети не видят? Не понимают? Не чувствуют? Не испытывают обид и разочарований, болезней и неудач, страданий и беспомощности? Разве они живут в каком-то другом мире, мире, отличном от нашего взрослого?
Нам хочется верить в беззаботное, беспечное, счастливое детство. Но это всего лишь наша иллюзия и наше желание. Детей невозможно оградить от реального мира. Они все замечают, чувствуют, переживают, даже если взрослые очень старательно что-то прячут.
Жизнь часто преподносит неприятные сюрпризы и сложные ситуации. И первым побуждением является оградить от них ребенка, сделать бравый вид, притвориться, что все в порядке. Но ситуации даны, чтобы научить нас чему-то, а мы можем научить ребенка принимать жизнь во всех появлениях. Такая «защита» от тягот жизни часто срабатывает в наиболее острых ситуациях, когда в семье кто-то умирает или уходит. Мир семьи рушится, а окружающие ничего не говорят ребенку. Но он видит, чувствует по состоянию взрослых, что что-то происходит, и острее переживает ситуацию неизвестности, недомолвок, воображая себе худшее.
В моей практике был случай, когда родители переживали затяжной некрасивый развод, ничего не говоря ребенку, считая, что он слишком мал. Ребенку было 3 года. Его не ставили в известность о том, как меняется жизнь. Родители уже не жили вместе, вечерами мама лежала на диване, рыдая, но считала, что ребенок избавлен от страданий в силу возраста и незнания. А вышло наоборот - труднее всего переживал ситуацию ребенок: у него появились ночные кошмары, повышенная агрессия, страхи. С ним пришлось долго работать.
Я своим детям стараюсь говорить правду о неприятностях, трудностях, которые случаются в моей жизни, на том уровне, на котором они способны их понять и принять. Я не запугиваю их проблемами, а даю возможность понять, что происходит, и пережить вместе с взрослыми. Дети имеют право жить полноценной жизнью, а это не только беззаботность и веселье, но и трудности, страдания. Ребенок имеет право на слезы, негативные переживания. Так он познает мир, жизнь во всей полноте.
Усекая его реальность, мы отбрасываем все неприятное, горькое, трудное, как ненужное, лишнее. Невозможно оградить от жизни, показывая и предлагая только одну сторону, она ворвется если не в дверь, то в окно. Так ребенок лишается возможности проявить сострадание, понимание, внимание к другому человеку, его переживаниям, проявить свои лучшие качества, которые и делают нас людьми. Страдания и боль позволяют нам острее и полнее ощущать биение жизни, ценить то хорошее, что в ней есть, любить и заботиться друг о друге в любой ситуации.
Юденкова Наталья
психолог
Обратиться за консультацией к этому специалисту
Обсудить статью на форуме