Рисование для малышей
Вашему малышу пошел второй год? Значит, пришло время познакомить его с красками, карандашами и фломастерами! Общеизвестно, что рисование способствует развитию мелкой моторики руки, активизирует умственную деятельность, развивает воображение, пространственное мышление и понимание красоты окружающего мира. Да и просто доставляет удовольствие детям!
Для первых занятий желательно приобрести «пальчиковые» краски, цветные карандаши, фломастеры и плотную альбомную бумагу. Краски должны быть специальные, нетоксичные, безопасные для маленького ребенка. Они предназначены для рисования пальчиками и ладошками, практически не имеют запаха и хорошо смываются с рук и одежды.
При выборе карандашей отдавайте предпочтение утолщенным карандашам с трехгранным корпусом – ребенку будет проще держать их «щепоткой», а не в кулаке. Благодаря своей форме такие карандаши не скатываются со стола, а значит, не понадобится лишний раз ловить их или поднимать с пола. Обратите внимание на грифель – он должен быть толстым и мягким, чтобы оставлять яркий след без сильного нажима.
Фломастеры лучше купить на водной основе. Во-первых, они лучше смываются с ручек ребенка, а во-вторых, их можно «восстановить», если малыш забудет закрыть их колпачком. Стержень выбирайте средней толщины и стандартной длины. Для маленького ребенка достаточно приобрести небольшой набор с основными цветами.
Первые занятия с пальчиковой гуашью могут выглядеть следующим образом. Взрослый наносит краску на ладошку малыша кисточкой, а затем «шлепает» ручкой по листу бумаги. Цвета можно смешивать, а к получившимся отпечаткам дорисовывать недостающие элементы. Пару секунд – и у вас готова птичка, цветочек или солнышко!
Рисовать можно и одним указательным пальчиком. Следите за тем, чтобы он оставался прямым и не сгибался. Сюжеты могут быть самые разнообразные, доступные восприятию малыша: белые пятнышки на темном фоне – снег идет, желтые точки – зернышки для цыплят, разноцветные пятнышки на зеленой бумаге – цветочки выросли и т.д.
Со временем задание следует усложнить: нарисовать кружок, квадрат или овал и попросить малыша заполнить его пятнышками, не выходя за контур. Или предложить закончить рисунок: нарисовать веточку, а ребенок пусть дорисует на ней ягодки или цветочки и т.д. Дети любят, когда в процессе занятия с ними играют, читают стишки или поют песенки, подходящие по сюжету. Не забывайте выделять время для самостоятельных исследований и экспериментов, а также для закрепления полученных навыков.
Осваивать рисование карандашом стоит после того, когда малыш будет способен уверенно держать его в руке. Необходимо сразу показать, как это делать правильно, и не разрешать рисовать самостоятельно до тех пор, пока необходимый навык не закрепится. Держа руку ребенка в своей руке, можно проводить различные штрихи и линии (прямые, ломаные или волнистые), чертить простые фигуры (для начала – круг, квадрат и треугольник), спирали и просто «каракули».
На данном этапе ребенок должен научиться регулировать силу давления на карандаш и не выходить за контуры листа. После этого можно переходить и к рисованию фломастерами.
Следующие занятия-игры помогут закрепить приобретенные навыки:
- «Палочки-считалочки». Рисуем забор, лесенку, дождик, травку и др. Линии проводим сверху вниз, начало и конец можно обозначить точками.
- «Забывчивый художник». Дорисовываем недостающие элементы, например, веревочки для шариков, лучики для солнышка, хвостики мышкам и др.
- «Все такое круглое». Превращаем обычные кружки в шарики, мячики, яблочки, конфетки и т.д. Аналогично изучаем и другие формы.
- «Угадай-ка!». Предлагаем догадаться, что получилось в результате «каляк-маляк», и при необходимости – дорисовываем недостающие элементы.
По мере взросления малыша показываем, как делать штриховку рисунка, следим, чтобы линии не выходили за контуры и были в одном направлении. Объясняем, как сила нажатия на грифель карандаша может повлиять на насыщенность цвета.
Параллельно с освоением карандашей можно переходить и к рисованию кисточкой. Желательно купить две кисточки среднего размера (одну для взрослого, другую для ребенка), две пластмассовые емкости для воды (например, стаканчики «непроливайки» ) и палитру для смешивания красок. Все, что будет делать ребенок, взрослый должен делать вместе с ним, используя свой лист, свою кисточку, свою баночку, свою или общую палитру. При необходимости можно помогать малышу.
Покажите ребенку как правильно держать кисточку, как ее ополаскивать в стаканчике с водой, как снимать излишки краски о край ячейки палитры. Следите за тем, чтобы малыш аккуратно брал краску, не давил на кисточку, а лишь слегка дотрагивался щетиной до листа.
Первые сюжеты для рисования кисточкой могут быть следующими: радуга, дорожки, тучки и дождик, солнышко с лучиками и др. Можно заранее делать небольшие заготовки карандашом и вместе с ребенком дорисовывать их. Например, листики на веточке, салют, разноцветные шары на елке и др. Когда малыш усвоит эти навыки, научите его закрашивать простые фигуры (мячики, тучку, лужицу и пр.). Со временем можно использовать для раскрашивания купленную в магазине раскраску.
Предложите ребенку поиграть в прятки с краской, которая осталась на его кисточке. Для этого нужно вымытой кисточкой провести по белому листу. Если остались следы, значит, ее необходимо вымыть еще раз. Игра продолжается до тех пор, пока вся краска с кисточки не убежит в воду.
Для развития воображения и закрепления усвоенных навыков желательно периодически давать ребенку возможность рисовать все, что ему хочется теми цветами, которые ему нравятся. Не пугайтесь, если увидите синее солнце или красную траву, юному художнику необходимо «творчески выразиться».
Кроме «традиционного» рисования можно предложить малышу поэкспериментировать с красками и различными материалами. Например, можно провести мокрой губкой по листу, накапать синей краской и сделать разводы – получится эффект мокрого стекла. Или нанести на старую зубную щетку краску и провести по ней линейкой – получится эффект брызг. Еще один вариант: на влажную губку нанести красную, желтую, зеленую и синюю краску тонкими полосками, а затем провести этой губкой дугу на листе бумаги – получится радуга.
Обязательно приучайте малыша убирать после занятий. Сначала пусть он наблюдает, как это делает взрослый, а потом предложите ему наводить порядок самому.
Работы ребенка желательно выставлять на видном месте, чтобы у домочадцев и гостей была возможность похвалить юного художника. Часть рисунков можно дарить родственникам или знакомым как в качестве подарка, так и «на память».
Успехов вам и вашему малышу!
(Фото автора)
Чиж Наталья
слингоконсультант,
лектор Семейного центра Юлии Гусаковской-Старовойтовой
Обратиться за консультацией к этому специалисту
Статья размещена 30.11.2010