Семейный тайм-менеджмент
Читая статьи коллег о том, как лучше организовать жизнь семьи с появлением ребенка, и посетив семинар Марины Сычевой по тайм-менеджменту, решила внести свой вклад в эту тему, поделиться идеями и обретенными знаниями.
Рождение ребенка вносит в жизнь семьи множество перемен, которые невозможно игнорировать. Это важное событие иногда полностью меняет жизнь семьи, ее устоявшийся уклад, сформировавшиеся привычки и пристрастия. Если ребенок первый, к таким переменам бывает особенно трудно приспособиться. Для этого требуется время и … пересмотр приоритетов.
Необходимо определить, что является самым важным на данный момент, какие цели наиболее актуальны, а какие могут и подождать. Следует ограничиться важными и необходимыми задачами. Такими задачами, на первом этапе, могут быть уход за ребенком, сохранение и поддержание своего здоровья, хорошие отношения с мужем. Желательно, чтобы целей и важных приоритетов было не так уж и много, чтобы не распыляться. Со временем, когда вы немного адаптируетесь к ситуации, а ребенок станет старше, список можно будет пересмотреть и подправить.
Большое количество дел и забот, работу по дому можно:
- сократить, избавившись от пустых и посторонних дел,
- часть из них упростить,
- часть кому-то делегировать, передать другому,
- а так же снизить требования к качеству выполнения.
Как сократить, избавившись от пустых и посторонних дел? Понаблюдав за собой, вы можете обнаружить дела, которые не только не помогают вам в осуществлении главных задач, но и мешают этому. Длительная бесцельная болтовня по телефону; соседка, зашедшая за солью, и вот уже три часа, собирающаяся домой; каждодневный просмотр свежих газет (все подряд) или электронной почты; бесцельное брожение по Интернету (все ж интересно или зашел за чем-то, а потом и забыл зачем); «зависание» перед телевизором и др.
Упростить некоторые дела и виды работ можно следующим образом: если раньше вы готовили обед из трех блюд, то сейчас можно обойтись одним или двумя . Или готовить на два дня сразу. Готовить то, что не требует много времени и сил. Генеральную уборку каждый месяц сократить до одного раза в полгода или обойтись обычным наведением порядка.
О делегировании уже было отлично рассказано в статье Натальи Чиж «Мамины помощники», поэтому не буду повторяться.
Снизить требования к качеству выполняемых дел и задачбывает просто необходимо, особенно, если эти дела стал выполнять кто-нибудь другой. :) А то у помощника может пропасть всякое желание помогать, если придираться к недостаткам. Начищенный до блеска паркет, хрусталь и фарфор можно отложить до лучших времен.
Эх, как жалко было иногда смотреть на мою уже не сияющую посуду Цептер, хотя и времени смотреть, было не так уж и много. Правда, и сейчас она сияет только время от времени. Не так уж чисто вымытые окна или пол, некрасиво расставленная посуда при всем своем несовершенстве сэкономят вам кучу времени и сил.
Сейчас важным является позаботиться о самосохранении, а не идеальной чистоте и стерильности. Учитывайте ваши физические возможности. Проблемы со здоровьем, недостаток сна и отдыха, нерегулярное и плохое питание непременно скажутся на вашем самочувствии, уменьшат ваши силы и возможности выполнить задуманное. Поэтому обязательно следует позаботиться о своем физическом здоровье и самочувствии.
Так же стоит понаблюдать за собой, и при планировании каких-либо дел и задач, учитывать свои энергетические циклы и ритмы. Обратите внимание, в какое время суток вы испытываете бОльший прилив сил, а когда наиболее истощены. Какое время суток больше подходит для сна, работы, отдыха, еды, встреч и других дел. Планируйте свои дела с учетом этих знаний.
Время года тоже способно влиять на нас, наше настроение, самочувствие, силы, физические возможности. Я, например, зимой «впадаю в спячку» – не люблю выходить из дома, заниматься сложными делами, а вот весной вместе с солнышком у меня прибавляется сил и энергии, просыпается активность.
Если вы находитесь не в лучшей форме, не стесняйтесь просить о помощи и соответственно не планируйте трудных и объемных дел, требующих больших усилий, внимания, времени. Поберегите силы для более важных задач. Обратите внимание на то, что придает вам силы, энергию. Это может быть какая-нибудь определенная работа или вид деятельности:
- физические упражнения,
- прослушивание музыки,
- просмотр любимых фильмов,
- листание фотоальбома,
- прогулка на свежем воздухе,
- чаепитие,
- сон,
- общение с друзьями,
- что-нибудь другое.
Проводя время в уходе за ребенком порой кажется, что это время будет длиться вечно. В каждодневной суете больших и малых забот все дела начинают казаться важными и срочными, поэтому всегда важно помнить об основных целях (а еще лучше написать их большими буквами и повесить на видном месте для постоянного напоминания), видеть перспективу, направление, к чему двигаешься, тогда легко отказаться от лишних дел. Можно еще разделить дела на обязательные и желательные. И последние выполнять, если появляется подходящая возможность.
А еще хочу поделиться с вами идеями, которые помогут сократить и ускорить выполнение некоторых домашних дел. Для выполнения рутинных, монотонных удобно использовать шаблоны, формы, списки.
Так, например, на холодильник я повесила список продуктов, которые должны быть постоянно в наличии. Можно отмечать значком, что закончилось и что необходимо купить. Так ничего не забудешь, а продукты из списка может приобрести любой человек (Наталья Чиж «Мамины помощники»).
Удобно составлять меню сразу на неделю. Так сокращается время на обдумывание, чего бы такого необычного или обычного приготовить, а так же всегда известно, какой запас продуктов необходим на неделю. Можно ограничиться одним-двумя походами в магазин в течение недели, тем самым сэкономив время и деньги (не покупая лишнего в процессе хождения по магазину).
Мне так же понравилась идея с картотекой блюд – перечень блюд, которые вы можете приготовить. Я начала составлять такую картотеку и уже несколько раз ею пользовалась, когда не могла придумать, что же приготовить. Опять же сокращается время на обдумывание, продукты заранее подготовлены (не надо бегать к той самой соседке за солью, морковкой или ложкой муки ), а меню отличается разнообразием.
Отправляясь с ребенком из дома, неплохо иметь под рукой или на двери список того, что следует с собой взять. Это может быть и отдельная сумка со всем необходимым.
Можно совмещать выполнение нескольких дел одновременно. Например, недавно во время утюжки я поставила дочери для просмотра диск по английскому языку, и по ходу дела задавала ей вопросы и корректировала произношение повторяемых слов и фраз. С появлением стиральных и посудомоечных машин можно запросто совмещать стирку, мытье посуды, приготовление обеда, да еще и развивающие занятия с детьми (статья Татьяны Федосенко "Мама, жена, хозяйка, красивая женщина… Попробуйте совместить!"). Чем больше дел вы сможете совместить, тем больше времени вы сбережете на что-то важное.
Для наведения порядка можно выбрать определенное время и придерживаться его, выработать удобный для вас алгоритм уборки (например, сегментами, уровнями). К примеру, сегодня 15 минут, пока доваривается суп, убираю на верхней полке шкафчика для посуды, завтра – в нижнем ящике. Отправляясь в ванную, попутно можно захватить грязные вещи и положить их в бельевую корзину (статья Вероники Михалко «Он всюду лезет!..»).
Проанализируйте траекторию движения по дому, куда чаще ходите, что можете попутно сделать и можно ли что-то изменить с пользой для себя. Раньше я складывала грязное белье в корзину в душевой, а стиральная машина находится на кухне. Мне приходилось каждый раз носить белье на кухню, возвращаясь то за потерянным носочком, то за выпавшей маечкой.
Мне надоели эти хождения, и я стала складывать белье сразу в барабан машины. А то, что не помещалось, размещала в нише между стиральной машиной и холодильником, которая раньше меня очень раздражала, и которая сейчас оказалась так кстати. Позже в ту же нишу в специальном пластмассовом ведре с плотно закрывающейся крышкой «переехал» стиральный порошок, что опять же избавило меня от необходимости бегать за ним по несколько раз и терять драгоценное время.
Думаю, что перечень вы сможете продолжить сами, а также дополнить собственными идеями, если зададитесь целью организовать свою жизнь более продуктивно, удобно и подойдете к процессу творчески.
Хочу еще несколько слов сказать о таком моменте, как режим ребенка. Иногда в особые периоды он может сбиваться, но в целом в нем есть закономерности, просматривается цикличность. В тот период, когда он не спит, можно совершать совместные поездки по делам, по магазинам, можно заниматься домашним хозяйством (уборка, приготовление еды, стирка), по возможности привлекая и ребенка, а можно посвятить это время только ребенку, занятиям с ним.
Время сна вы можете посвятить лично себе и своим делам – сну, отдыху или спокойной работе. Можно выкраивать для себя время даже в совершенно, казалось бы, неожиданных местах. Дважды в неделю я вожу дочь на танцы. Занятия длятся полтора часа. Для меня это отличное время для работы, обычно там я пишу статьи, готовлюсь к семинарам, читаю книги. Наблюдала, как некоторые из родителей берут с собой ноутбук, и время ожидания в коридоре превращается во время, проведенное с двойной пользой. :) И ребенок занимается, и родители работают.
Так что к организации своего времени и жизни стоит подойти творчески и целенаправленно. Главное – понять, какие цели важны в настоящий момент, и взяться за их выполнение. И если у вас хватило терпения и времени дочитать статью до конца, то найдите еще немного времени на обдумывание и организацию пространства своей жизни с максимальной пользой и комфортом для себя!
(Фото Михалко Вероники)
Статья размещена 04.05.2011
Читать еще:
Делаю для себя – делаю для других
Чтобы папа остался в живых
Какой мамой быть?