Советы логопеда: как разговорить молчуна?
Можно порадоваться вместе с теми мамами, чьи дети в 2-3 года цитируют Чуковского и знают Пушкина «в оригинале»... Но и остальным не стоит отчаиваться. Данная статья – для тех родителей, чьи отпрыски пока совершенствуются в пантомиме и в выразительном «мычании» (хотя эту информацию можно использовать и для детей старшего возраста).
Итак, как разговорить молчуна?
Прежде всего, хочу сказать, что никакие радио, телевизор, компьютер или игрушки-сказочники не заменят сказку, рассказанную или прочитанную мамой. Мамы! Папы! Научно доказано, что детская речь развивается только тогда, когда малыши подражают живой речи. Так что слова в аннотации о том, что «данная компьютерная игра, мультфильм и прочее развивают речь детей» не более чем маркетинговый ход.
Общаясь с малышом, (естественно с положительным настроем) проговаривайте все свои действия. Причем озвучивайте предметы распространенно. И утрируйте свою артикуляцию – дети должны видеть, как шевелятся губы. «Вытрем левую ручку, теперь правую. Какие маленькие у тебя пальчики, а у меня – большие», «Смотри, какая пушистая черная собака».
Выделяйте значения слов интонацией и даже пантомимой. «Большааааая» - низким голосом и расправив плечи (сами как бы выросли), «маааленькая» - тоненьким голоском и как бы съежившись. Обращайте внимание малышей на любые звуки вокруг – самолет летит, собака где-то лает, упало что-то тяжелое (ну, это папа пытался гвоздь вбить и молоток уронил :)), воет кто-то (похоже молоток упал на ногу...) Умение различать звуки, в первую очередь, неречевые – первая ступень развития фонематического слуха. Позже это пригодится при обучении чтению и письму. Можно играть со звуками: «Найди, где стучит молотком папа» или «Звенит колокольчик» и т.д.
Естественно, необходимо развивать и мелкую моторику. Про это слышали все, но не все осознают, насколько это важно. Ведь речевые центры в мозге расположены рядом с зонами движений пальцев рук, особенно большого пальца. Поэтому нанизывание, лепка, потешки типа «Сороки-вороны», зайчик из двух пальцев, домик из ладошек – ваши спутники.
Полезно «плавать» пальчиками в сухом бассейне – емкости с крупой (горохом). Как показывает практика, дети любят искать там мелкие игрушки или просто пересыпать крупу. Или, к примеру, отделять горох от фасоли (еще и внимание тренируется). Или гречку от пшена. Можно в непрозрачный мешочек сложить разнофактурные игрушки – для начала очень разные. Кубик, мячик и машинку. Малыш, не глядя, ощупывает и угадывает, какую игрушку держит. Отлично помогает и массаж пальчиков, даже непрофессиональный – мамский.
Очень полезно сочетать собственные движения со словами и музыкой. Лого-ритмика и «Музыка с мамой» Железновых помогут вам в этом деле. Также тренируйте речевое дыхание малыша. В норме речевой выдох гораздо длиннее вдоха (сколько слов в самой длинной фразе, которую вы сами можете произнести? ;) )
Дуйте через коктейльную трубочку в стакан с водой (если менять диаметр трубочки, то тренируются мышцы губ, а это уже артикуляционная гимнастика). Дуйте на машинку, чтобы загнать ее в условный гараж (машинка из пластмассы, гладкая поверхность дороги, а также незаметная помощь мамы на первых порах – приветствуются :) ). Дуйте на кораблик в ванной, выдувайте мыльные пузыри и задувайте свечки. А вот играть на губных гармошках, дудочках и прочих духовых инструментах не стоит. Ничего, кроме головной боли маме, они не дадут.
«Провоцируйте» малыша на собственные звукоподражания. Помните: «Смотри, пушистая черная собака»? Тут же: «Как она разговаривает?» И сами отвечайте – «Гав-гав». Будет очень хорошо, если при этом вы присядете, чтобы сравняться по росту с ребенком, и будете говорить, глядя ему в лицо. Как только услышите в ответ «Ав-ав» – бурно хлопайте и кричите «Ура-ура!!». Это серьезно. Намотайте на ус, запишите на руке и повторяйте как ежедневную мантру. Потому что, несмотря на простоту упражнений, для детей, особенно малоговорящих – это нелегкий труд. И он должен стимулироваться.
Как только у вашего карапузика появилась пара-тройка звукоподражаний или простейших слов, на них можно «нанизывать» другие звуки (слоги). Например, есть «ммм», которым обозначается все. Показывая на себя, говорим «маа-маа» (утрируем, опуская нижнюю челюсть). Хвалим за повторение!! «Шибче, шибче»!!
В дальнейшем к этому добавляем «Маааа-ша» (например), «маалако» (специально пишу не орфографически). Причем не обязательно, чтобы ребенок повторил точь-в-точь «молоко», достаточно будет и упрощенного варианта типа «мако» или даже просто «ма» или «ко». Если есть слог «ко», на него можно нанизать и кота, и кофе (вредность продукта не важна, важна полезность говорения), и корову (помним про упрощенность вариантов) и прочее.
Да и консультация со специалистами – логопедами, возможно неврологами, а лучше даже несколькими (для объективности мнений) тоже должна быть. Полезно и детской речи, и маминому спокойствию.
У вас все получится!
(Фото предоставлено детским фотографом Лёлей Тимошкиной).
Осядовская Галина
логопед
Обратиться за консультацией к этому специалисту
Статья размещена 01.02.2011